6 сентября 2012 Financial Times
Сегодня нечто подобное происходит в Испании, где Мариано Рахой отказывается официально обращаться за полномасштабным пакетом помощи. Падение спрэдов на рынке облигаций помогло частично снять напряжение. И все же, самодовольная самоуспокоенность больше и острее всего ощущается в нескончаемых переговорах о формировании банковского союза. Я всегда подозревал, что Германия будет стоять не на жизнь, а на смерьть. поэтому не удивился, когда Вольфганг Шойбле в своем интервью The Financial Times заявил, что ЕЦБ просто не способен контролировать 6000 банков. Майкл Барньер, комиссар по финансовым вопросам, считает, что ограничивать систему банковского надзора лишь наиболее крупными финансовыми институтами просто бессмысленно. Northern Rock, Dexia и Bankia - все они выпали бы из поля зрения Европейского регулятора. Как раз с крупными банками гораздо меньше проблем, чем с бесчисленным множеством недокапитализированных местных заведений, которыми управляют люди, не имеющие ни малейшего представления о рисках.
Немецкие государственные банки, сберегательные и взаимные банки ведут агрессивную игру, стараясь не попасть в европейскую систему регулирования. Их бизнес-модель слишком сильно завязана на своего, хорошо знакомого и весьма лояльного регулятора, научившегося в нужный момент отворачиваться и смотреть в другую сторону. Если же загнать немецкую банковскую систему в жесткие рамки регулирования, что станется с теплыми отношениями между банками и промышленностью? Немцы видят в предложении Барнье прямую угрозу своему благополучию и своей экономической модели. Если немцам удастся настоять на своем - что вполне вероятно - вся затея с банковским союзом провалится. Нет, конечно, европейцы создадут нечто, назовут его «банковским союзом» и дружно отпраздную это радостное событие. ЕС поздравит себя с успехом, но на работе финансового сектора это никак не отразится. Еврозона останется валютным союзом с регулируемыми на национальном уровне и подверженными кризисам банками от ныне и во веки веков.
Стремление Германии ограничить централизованную систему надзора 25 банками напоминает мне споры о процедуре слияний и поглощений в ЕС, разгоревшиеся в конце 1980-х годов. Разногласия между странами-участницами были решены введением ограничения на размер. Еврокомиссии поручили заниматься крупными международными слияниями, а остальные отдали в ведение национальных властей. Теперь Германия экстраполирует эту логику на регулирование в банковском секторе. Г-н Шойбле и его коллеги смотрят на эту ситуацию с точки зрения политики конкурентоспособности, а не финансовой стабильности, что абсурдно само по себе. Они боятся утратить свою конкурентоспособность. И опять своя национальная рубашка оказывается ближе к телу, чем всеевропейское благо. Надежная система должна давать четкий и исчерпывающий ответ на вопрос: кто принимает окончательное решение о том, требовать ли от банка привлечения дополнительного капитала, или просто закрыть его? Если это ЕЦБ, то мы на верном пути. Если нет, например, если ЕЦБ должен будет советоваться с местными регулирующими органами, ничего не изменится, кроме, пожалуй, того, что теперь в процесс будет втянуто больше народа. Нормальный банковский союз - это абсолютный минимум, необходимый для функционирования Еврозоны, потому что через банковский сектор распространяются все болезни, возникшие в реальной экономике. Без фискального союза трансферы осуществляются через страхование депозитов и рекапитализацию банков. В идеале, нужно и то, и другое. Но если нет ни того, ни другого, система не будет работать вообще.
Марио Драги в эссе, опубликованном немецким изданием Die Zeit, напомнил нам о том, что Федеральная корпорация страхования вкладов США закрывает примерно по 90 банков в год. ЕС нужно проделать гораздо больше работы в плане рекапитализации и отказа от заемных средств. Но при этом испанское правительство продолжает настаивать на том, что ни один банк в стране не будет закрыт. Банковский союз нужен отнюдь не для галочки, а для того, чтобы реструктуризировать и рекапитализировать банковскую систему и распределить финансовые риски. Еврозоне без этого не выжить.
Г-н Барнье и тот смотрит на проблему не достаточно широко. Банковский союз это не только соглашение о централизованном регулировании. Он окажет огромное влияние на национальное законодательство, ведь до тех пор, пока разнятся национальные законы о труде и банкротстве, центральный регулятор не сможет просто прийти, уволить весь директорский состав и закрыть банк. Создание банковского союза должно сопровождаться гармонизацией коммерческого и трудового законодательства применительно к банкам. А еще лучше, вообще вывести банки из-под национальной юрисдикции. Я бы дал г-ну Драги один совет: не соглашайтесь на неограниченную программу покупки облигаций, пока не будет достигнута договоренность о создании нормального банковского союза. Эти проблемы связаны лишь косвенно, но без стабилизации финансового сектора программа покупки облигаций будет неэффективной в долгосрочной перспективе.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу