28 декабря 2012 Bloomberg
Дискуссии на тему того, когда же закончится эра превосходства США и какое государство вытеснит Америку, перехватив доминирование, безуспешно ведутся уже на протяжении полувека. В 1950-е советский лидер Никита Хрущев всерьез напугал западных послов, заявив: «Мы вас похороним». Сейчас СССР уже не существует. В 1980-е Япония готовилась стать ведущей мировой экономикой. Однако теперь страна разбирается совсем с другим вопросом: станет ли ее стремительно стареющее население причиной фискального кризиса. Несколько раз немцы – или, выражаясь в более широком контексте, европейцы – дышали Америке в затылок, угрожая отнять у нее пальму первенства. В частности, так было и перед мировым финансовым кризисом -2008, когда евро представлялся реальным соперником доллара, способным потеснить бакс с позиций главной мировой резервной валюты. Помните известное заявление бразильской модели Жизель Бюндхен о том, что она предпочла бы получать оплату в евро? И вот теперь экономика еврозоны удручающе слаба, а мисс Бюндхен явно сделала выбор в пользу американских икон (выйдя замуж за звездного игрока в американский футбол Тома Брэди).
Три вопроса
Восхождение на экономическую вершину мира – задача не из легких. Вот почему любой конкурент США – будь то Китай или любая другая страна – должен ответить на три непростых вопроса.
Во-первых, надежно ли в нем защищены личные имущественные права граждан? Кто доверит свои запасы на черный день или самые инновационные идеи государству, которое не гнушается в тяжелые времена поживиться за счет собственного народа? Китай – обладатель внушительного профицита баланса текущих операций и не менее внушительных валютных резервов. Однако он уже в течение 2 000 лет практикует обычай ставить государственную власть выше индивида. Подумайте, к чему это привело в Советском Союзе. Во-вторых, насколько высока жизнеспособность финансовой системы данной страны в ее текущем виде? Впечатляющую историю экономической трансформации Японии превзошел и затмил пузырь цен на активы, обусловленный наращиванием долга и спровоцировавший повальное безумие в банковском секторе в середине 1980-х. Вы твердо уверены в том, что Китай, Бразилия или иная развивающаяся экономика не движутся по этому же пути? В-третьих, являются ли поддерживаемыми показатели долга – как частного, так и государственного? Дела в Европе пришли в упадок в результате неуправляемого роста долга, происходящего в форме как прямых госзаимствований (например, в Греции), так и создания плохих долгов в частном секторе, что также негативно отражается на балансе госбюджета (например, в Ирландии и Испании).
Несмотря на все вышесказанное, США находятся сейчас под грузом серьезных экономических, социальных и политических проблем. Чего стоят одни только дебаты по бюджету. Демократы и республиканцы мертвой хваткой вцепились друг другу в глотки, напоминая скорее Холмса и Мориарти, театрально покачивающихся над Рейхенбахским водопадом. Даже если фискальное соглашение будет достигнуто в ближайшие недели – вы действительно верите, что оно заложит основы эффективной системы налогообложения или поможет взять под контроль расходы в сфере здравоохранения? Или будут увеличены субсидии на образование? Или мы увидим честное обсуждение того, какие виды программ социального страхования нужны Америке и как они будут финансироваться? Кроме того, я убежден, что на Уолл-стрит по-прежнему сохраняются стимулы для принятия избыточных рисков. Финансовые реформы Додда-Франка содержали ряд полезных мер, но в целом мало смогли повлиять на баланс сил между мировыми мегабанками и простыми смертными. Федрезерв пытается продвинуться в верном направлении в вопросах регулирования, однако прогресс идет очень медленно. И, наконец, США входят сейчас в самую опасную фазу движения за снижение налогового бремени, поскольку республиканцы настаивают на сдерживании роста поступлений в федеральную казну в условиях стареющего населения, но при этом не предлагают никаких урезаний социальных программ, поскольку прекрасно знают о широкой популярности Medicare и программ социального обеспечения.
Больше заимствований
Как следствие, политическая логика момента обусловит рост госзаимствований, около половины которых пока финансируются международными инвесторами и под низкий процент. Посткризисная монетарная политика США взяла курс на поддержание ставок на очень низком уровне в течение длительного периода времени, что чревато новым раундом бесконтрольного принятия рисков в финансовом секторе (примерно как это было после 2001 г.). Таким образом, пока ни одно государство не доросло до уровня Америки, чтобы лишить ее статуса ведущей мировой экономики, положение Штатов на мировой арене все равно находится под угрозой. Ему угрожают собственная нерешительность страны, ее неготовность к честному разговору о федеральном бюджете и нежелание властей противостоять интересам влиятельной Уолл-стрит. Рано или поздно наступит и очередь Америки впасть в немилость инвесторов и испытать на себе рост процентных ставок. Сложно сказать, когда наступит этот день или под каким именно давлением окажется страна. Я рискну дать лишь один прогноз. Мы окажемся к этому не готовы.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу