31 декабря 2012 InoPressa
С первого взгляда привлекает к себе внимание одна необычная особенность нынешнего финансового кризиса: сильнее и непосредственнее всего он ударил по развитым экономикам, в отличие от развивающихся стран, которые вынесли уроки из прошлых кризисов и привели свою финансы в порядок, добились прогресса в сфере структурных реформ, а также повысили эффективность органов надзора и регулирования.
Однако при подобном сравнении упускается из виду один момент: качество политики гораздо важнее уровня экономического развития. Ряд финансовых систем в развитых странах – например, в Австралии, Канаде и Сингапуре – продемонстрировал более высокую устойчивость в условиях кризиса, в то время как другие государства попали в серьезный переплет. В то же время сосредоточенность развитых экономик, пусть и вынужденная, на финансовых реформах сняла часть давления с развивающихся стран. Так, многие из них столкнулись сейчас с собственной – и усиленной кризисом - версией проблемы «слишком большой, чтобы обанкротиться», однако они не спешат предпринимать что-либо по этому поводу. Более того, меры, принятые в период кризиса, помогли ограничить распространение заражения, однако некоторые из них не способствуют здоровому долгосрочному развитию в финансовом секторе. Многие развивающиеся экономики пережили кризис за счет агрессивных прямых государственных интервенций, в то время как их собственные финансовые секторы страдали от ограниченности и затрудненного доступа.
Финансовый кризис оказал особенно ощутимое влияние на объемы финансирования в категории долгосрочных активов. В какой-то мере это объяснимо: все внимание было сосредоточено на краткосрочной ликвидности и потоках капитала. Однако резкое снижение доступности долгосрочного финансирования усиливает уязвимость финансового сектора. За последнее десятилетие доля развивающихся экономик в общем мировом объеме увеличилась с одной трети до половины, однако развитые экономики все равно удерживают за собой доминирующие позиции по уровню предложения долгосрочного кредитования. Несовпадение временных горизонтов инвестирования между доступным финансированием и интересами участников рынка и предпринимателей особенно очевидно в развивающихся странах и является слабым звеном, тормозящим рост экономики.
Можно выделить несколько факторов, негативно отразившихся на настроениях в отношении долгосрочного кредитования. Финансовый кризис ударил по тяге частных финансистов к риску, снизив привлекательность участия в долгосрочном долге. Чистые объемы потоков частного капитала, особенно в развивающиеся экономики, стали более волатильными. Частный капитал, формирующий свыше 90% потоков капитала в развивающиеся страны, будет оставаться главным источником долгосрочного финансирования, однако доступность долгосрочного капитала пострадала. Так, например, традиционные поставщики средств в инфраструктурные проекты стали менее платежеспособны или менее заинтересованы в инвестировании. Банковское финансирование также было ограничено процессами дегиринга внутри самих финансовых учреждений, особенно в Европе.
Новый пакет мер Базель III, предусматривающий программу реформ в мировом банковском секторе, может еще больше повысить стоимость кредитования для ряда заемщиков, снижая доступность финансирования, особенно в категории долгосрочного долга. Главным дополнительным источником долгосрочного капитала являются институциональные инвесторы, такие как пенсионные фонды и страховые компании, чей размер активов превышает $70 трлн. Хотя подобные инвестиции в долгосрочные производительные активы (включая инфраструктуры) необходимы для генерирования доходов, требуемых такими инвесторами, все же непосредственно в инфраструктурные проекты направляется менее 1% активов пенсионных фондов.
Тем временем многообещающей тенденцией становится рост рынков национальных облигаций, которые превращаются в мощный источник финансирования долгосрочных внутренних проектов, включая инфраструктуры, что снижает валютные риски и для заемщиков, и для инвесторов. Однако активное и устойчивое развитие таких рынков невозможно без институциональной и регуляторной реформы, которая гарантировала бы благоприятный инвестиционный климат и способствовала наращиванию потенциала как частного, так и государственного сектора для обеспечения дальнейшего развития рынка. Готовность инвесторов к долгосрочному кредитованию для развития инфраструктурных проектов, создания рабочих мест и поддержки экономического роста зависит от их восприятия разнообразных факторов риска. Политики способны повлиять на это восприятие посредством повышения эффективности управления в госсекторе, обеспечения адекватного управления макроэкономикой, создания прозрачной и стимулирующей законодательной базы, регулирующей деловую активность в частном секторе, укрепления потенциала в сфере управления долгом и защиты интересов инвесторов.
Отказ от уравнительного подхода к финансовым реформам предполагает необходимость найти время и усилия для понимания политической экономии, а также налаживание партнерских отношений с представителями правительства, гражданского общества и частного сектора. Такие взвешенные решения помогут стимулировать рост экономик как в развитых, так и в развивающихся странах.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу