8 января 2013 Financial Times
Конечно, у министра есть все основания так утверждать, если он считает поправкой полный паралич. И никак иначе. Его стратегия проста: поражение назовем успехом, а там, где это не срабатывает, свалим всю вину за неблагоприятные обстоятельства и пагубное воздействие внешних факторов. С политической точки зрения - все хорошо. Но вот с экономической - совсем не убедительно.
Политическое наследство - это то, что досталось правительству, когда оно пришло к власти. Если ситуация разворачивается хуже, чем предполагалось, значит это самое правительство неверно оценило доставшийся ему "капитал". И не надо лицемерить и кривить душой, обвиняя события "непреодолимой силы" во всех неудачах. И дело вовсе не только в том, что экономика Великобритании выглядит, мягко говоря, бледно на фоне остальных; правительство решило не использовать доступные ему политические инструменты. За последние сто лет, это самый затяжной период экономического роста ниже дорецессионных максимумов. В сложившихся обстоятельствах неплохо держится рынок труда, что, однако, объясняется обвальным падением темпов роста производительности. Если это признаки восстановления экономики, то как же должна выглядеть хроническая болезнь? Прогнозы по росту снижаются один за другим. В планах заимствований также большие пробелы по сравнению с тем, на что изначально ориентировался г-н Министр. Так, в чрезвычайном бюджете на 2010 год указан прогноз по совокупным чистым займам гос. сектора на период с 2011-12 по 2015-16 годы в размере 322 млрд. ф.ст. В последнем прогнозе эта цифра увеличилась до 539 млрд. ф.ст. - на целых 217 млрд. ф.ст. - и это без учета особых отягчающих факторов: долгов Bradford & Bingley and Northern Rock, пенсии государственной почтовой службы и трансферты из программы покупки активов (Asset Purchase Facility). Правительство не отвечает за ошибки в прогнозах. Эта ответственность лежит на Управлении по бюджетной ответственности, в котором сообщили, что "ошибка возникла в равной мере под влиянием низкого потребления в частном секторе (что отражает нестабильный спрос и неясные кредитные условия); и снижения чистого объема торговли (в первой половине 2012 года)". Но дело не в том, что послужило причиной ослабления экономики в тот или иной период времени. Может ли, и должно ли правительство что-то с этим делать, и если да, то что конкретно?
В правительстве убеждены, что основная задач фискальной политики - сбалансировать структурный дефицит текущего счета и взять под контроль чистые долги. А стабилизацией экономики должен заниматься центральный банк. К сожалению, банковская отрасль лежит в руинах, а процентная ставка уже почти на нуле, поэтому такое распределение обязанностей не позволяет добиться оптимальных результатов. Дальнейшее фискальное ужесточение - а страну ждет структурное ужесточение текущего бюджета на 4.7% от валового внутреннего продукта за период с 2011-21 по 2016-17 годы, а также сокращение чистых заимствований государственного сектора на 3.5% от ВВП за тот же период - грозит экономике серьезными проблемами. Рост, скорее всего, будет оставаться вялым еще долгое время. Что будет сделано? Почти ничего, кроме отсрочки в достижении фискальных целей при новом парламенте. Другой вопрос, что следовало бы сделать. Правительство может и должно переосмыслить свои фискальные, монетарные, финансовые и структурные политики, чтобы ускорить процесс восстановления.
Во-первых, стоит задуматься о временной фискальной экспансии. Самые очевидные инструменты для этой цели - повышение объема государственных инвестиций и снижение налогов, в частности, такое, которое приведет к росту потребления. Да, для этого нужно увеличить займы. Правительству следует признать, что при такой слабой экономике и с прогнозами оп чистому заимствованию с поправкой на цикл на уровне 3% в текущем году, у него есть место для маневра и возможность отложить ужесточение. Возможно, кто-то начнет очередную истерику по поводу навеки утраченного доверия. Что ж, при минимальных значениях долгосрочной процентной ставки за всю историю страны, увы, можно быть уверенным лишь в ее экономической немощности. Сейчас все говорит в пользу временного повышения объема займов. Более того, обещание ужесточить политику в будущем тоже не внушает доверия, потому что нынешний парламент не может заставить своих преемников идти по этому же пути. Во-вторых, смена главы Банка Англии - прекрасное время для полного изменения монетарной концепции Центробанка. Можно сориентировать ее на номинальный ВВП, скажем, на 5%-ный годовой рост на протяжении следующих пяти лет; ужесточение внутренней инфляции, допустим, до 4% для номинальных доходов; или даже введение верхней границы для курса фунта против евро - как это сделали в Швейцарии. В-третьих, в банковской сфере дела куда хуже, чем думает большинство обывателей. Сейчас важно найти безопасный способ реорганизации убытков и рекапитализации банков без дальнейшего сокращения балансов. Опять-таки, правительство может занять деньги, необходимые для этих целей И, наконец, правительству нужно устранить структурные препятствия для роста. Идеальны в этом плане политики, стимулирующие спрос и способствующие увеличению предложения. Экономика гораздо слабее, чем предполагалось, а государственные финансы восстанавливаются. Это открывает перед правительством неплохие перспективы и возможность ускорить стабилизацию. Что нужно делать? Ответ прост: хоть что-нибудь. Сложно понять, почему все так любят твердить об отсутствии альтернатив. Они есть. И их нужно учитывать.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу