Смертельный рейтинг. Грозит рынку ипотечных бумаг США
Американский ипотечный рынок ждут новые неприятности. Сложности возникли не только у инвесторов, но и у рейтинговых агентств, которые еще в начале года оценивали риски вложений в ипотечный долговой сектор так же высоко, как инвестиции в гособлигации. Теперь Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings оказались в практически тупиковой ситуации. С одной стороны, уже больше половины ипотечных бумаг не соответствует рейтинговым критериям. С другой — понижение рейтингов отправит их в штопор и спровоцирует распродажу, после которой от рынка ипотечных деривативов останутся руины.
В начале 2000-х американский жилищный сектор переживал бум. Кредиты на недвижимость выдавались направо и налево. В результате рынок перегрелся и началась коррекция. По итогам прошлого года впервые со времен Великой депрессии в США упала медианная цена жилья. Заемщики перестали платить по кредитам, а уровень проблемных кредитов (просрочка больше 90 дней) вырос до рекордных 11%.
Рекордного объема к этому моменту достиг и рынок ипотечных деривативов. С 2000 года его объем вырос более чем вдвое. Быстрее других рос сегмент структурированных облигаций, обеспеченных пулом кредитов, который раздулся до 1 трлн долл. В такие облигации вкладывались в основном хедж-фонды, и для некоторых из них эти инвестиции стали последними. Первым закрылся фонд швейцарского банка UBS после 150 млн долл. годовых убытков. Следующими оказались два фонда Bear Stearns, которые удалось спасти только за счет средств материнского банка (3,2 млрд долл.).
Теперь же Уолл-стрит ждет решения рейтинговых агентств. По данным калифорнийской консалтинговой компании Institutional Risk Analytics, понижение рейтингов ипотечных бумаг может вызвать обвал стоимости облигаций на 25%. В денежном выражении это 250 млрд долл. «Откладывая неизбежное, рейтинговые агентства сейчас пытаются спасти репутацию», — считает Джефф Гивен из John Hancock Advisors. В агентствах медлительность объясняют нежеланием идти на поводу у спекуляций и обещают адекватно отреагировать. Пока, например, SnP понизило рейтинги лишь 15 выпусков облигаций, проданных в 2005 году, и 32 выпусков от 2006 года. Это порядка 0,5% от объема торгуемых подобных бумаг.
«Американский кризис станет уроком в том числе и для рейтинговых агентств, которые будут более скрупулезно подходить к оценке рисков покрытия ипотечных бумаг, — отметил РБК daily начальник отдела управления рисков банка «ГПБ-Ипотека» Радимир Шевченко. — Участникам рынка, которые рассчитывают на успешное финансирование путем секьюритизации, придется отказаться от практики выдачи кредитов без первоначального взноса и подтверждения доходов, а также объединить усилия по созданию бюро кредитных историй».
Эксперты, впрочем, уверены, что развитие событий по американскому сценарию России не грозит. Сейчас убытки по дефолтным закладным покрываются путем продажи предмета залога, чаще всего дело не доходит до суда. «Спрос на жилье остается высоким, и нынешнее снижение ликвидности на российском рынке после прошлогоднего бума скорее возвращение в нормальное русло, чем стагнация», — заключает г-н Шевченко.
ДМИТРИЙ КОСАРЕВ