14 марта 2013 Financial Times
До окончания срока действия полномочий Бернанке осталось всего семь заседаний Федерального комитета по открытым рынкам, поэтому ему, судя по всему, не грозят вершины славы предыдущего маэстро. На прошлой неделе индекс Dow побил очередной исторический рекорд. Однако это событие прошло тихо и скромно, без шумных ликований в стиле гринспеновской эры. Консерваторы отмахнулись от роста, как от "ложных максимумов", обусловленных количественным ослаблением. А в левом крыле в нем увидели очередной пузырь, раздутый ФРС. Оба утверждения не лишены оснований. Третий раунд количественного ослабления подразумевает ежемесячные вливания в систему 85 млрд. долларов, это вынуждает инвесторов "искать доходные инвестиции" и, соответственно, провоцирует "мини бум на рынке акций". Кому он выгоднее всего? Как всегда 10% самых богатых людей Америки. Но они не видят главного. Без легких денег от ФРС фондовый рынок катился бы в пропасть, а безработица стремительно росла. А Бернанке из "Бенни-вертолетика", сбрасывающего деньги с неба, превратился бы в "Бена-газонокосильщика", безжалостно срезающего все молодые побеги экономического восстановления.
История будет к Бернанке более благосклонна. Питер Дракер, консультант по менеджменту, однажды сказал: "В неспокойные и кризисные времена главное не начать мыслить вчерашними категориями". Главное достоинство Бернанке в его способности игнорировать стандартные правила "из учебника". Он долгое время изучал Великую депрессию и знает, что ее спровоцировала кредитная засуха: Штаты сумели выбраться из ямы, потому что отказались от золотого стандарта. А Новый договор тут вовсе не при чем. Большинство мер, предпринятых Бернанке, начиная с 2008 года, например, кредитные окна, открытые после банкротства Lehman, и различные программы QE? в ретроспективе будут казаться очевидными. Но мы не уверены, что другие кандидаты на его место отреагировали бы точно так же. "Бернанке хорошо разбирается в причинах и следствиях Великой депрессии, кроме того, он знаком с ловушкой ликвидности, в которую попала Япония в 1990-х, и это сыграло важную роль в определении действий Центробанка", - пишет Льякат Ахамед в своей книге "Lords of Finance" (П0велители финансов) - хронике ошибок центрального банка с 1930-х годов. "Нет никаких сомнений в том, что он самый подходящий председатель для кризиса подобного рода". Репутация Бернанке помогла ему противостоять тем, кто смотрел на кризис через призму морали и хотел наказать общество за его ошибки. Если бы он поддался этому давлению, Штаты бы сейчас шли по пути Великобритании в направлении третьей рецессии подряд. Как отметил Бернанке после того как Рик Перри, один из региональных председателей, практически линчевал его: "Я не верю в старорежимную теорию бизнес-цикла".
В последнее время модно беспокоиться об ослаблении демократии и международных институтов. Моисей Наим в своей новой книге "The End of Power" (Конец власти) очень хорошо прояснил выразил эту точку зрения. С 2008 года ФРС ведет себя не как все, плывет против течения. "Сталкиваясь с новой проблемой, Центробанк, как правило, искал новое решение", - отметил один из коллег Бернанке по Большой Семерке. "Американский ЦБ эффективно использовал свои полномочия". В течение минувших пяти лет ФРС, фактически, единственная занималась экономикой - да и сейчас мало что изменилось. Если не брать во внимание стимул Барака Обамы в 2009 году - это скорее исключение, подтверждающее правило - только Центробанк пытался удержать американскую экономику на плаву. С 2011 года фискальная политика тянет ее ко дну. Ожидается, что в 2013 году темпы экономического роста достигнут 2%. Если бы не фискальный обрыв и секвестр, можно было бы надеяться на 3%. В то же время, ФРС со своим скудным монетарным инструментарием пытается в одиночку противостоять кризисам на рынках труда и жилья в США. Политический тупик блокировал практически любую помощь. Впервые в истории Центробанк серьезно отнесся ко второй части своей миссии - обеспечению полной занятости. В декабре прошлого года Бернанке нарушил традицию, заявив, что ставка по федеральным фондам будет повышена только когда безработица опустится ниже 6.5%, или инфляция превысит 2.5%.
Заседание Комитета по открытым рынкам состоится на следующей неделе, при этом Бернанке, скорее всего, будут вынуждать отказаться от стимулов. Опубликованный в прошлую пятницу отчет по рынку труда усилит позиции тех, кто считает, что ЦБ рискует накликать гиперинфляцию. Однако они бьют эту тревогу уже четыре года, но пока ничто из их списка мрачных прогнозов не оправдалось. В прошлом году инфляция в США упала к 1.6%. А безработица так и осталась на уровне 7.7%. Бернанке не откажется от QE3. Возможно, наименее популярный и признанный вклад Бернанке - это его стремление держаться как можно дальше от гринспеновского культа всесильности. Настаивая на ограниченных возможностях ФРС, он не раз доводил кейнсианцев до приступов ярости, Пол Кругман даже обозвал его "образчиком трусости". К слову сказать, в последнее время запала у г-на Кругмана поубавилось. При этом Бернанке не упускает возможности напомнить людям о том, что ФРС делает все, что в ее силах: она помогает стимулировать спрос, но не может заставить банки выдавать кредиты; она создает условия для увеличения рабочих мест, но не может повлиять на падение среднего уровня доходов. Большинство американских проблем не монетарного толка. ФРС не оркестр, поэтому ее председатель никогда не сможет стать маэстро. Мудрость Бернанке в том, что он это понимает.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу