Эксперты подробно о том, когда ЕЦБ в следующий раз повысит ставку
Для участников валютного рынка не секрет, что перспективы изменения дифференциала ставок остаются доминирующим фактором, определяющим судьбу валютных курсов. Именно по этой причине интерес к пресс-конференции Жана-Клода Трише со стороны международного финансового сообщества был весьма животрепещущим. Предлагаем вашему вниманию высказывания нескольких известных экспертов, которые прокомментировали, как официальную часть выступления главы ЕЦБ, так и последующий сеанс ответов на вопросы.
Джеймс Никсон, Societe Generale
Сложилось впечатление, что, хотя ЕЦБ все еще предусматривает дальнейшее повышение процентной ставки, он не испытывает потребности, как в спешке, так и в выборе конкретного времени для совершения этого шага. Однако во время сеанса ответов на вопросы Жан-Клод Трише преуменьшил важность различий в интерпретации фраз: "внимательно следить" и "очень внимательно следить" (прим. PFS: фразы имеют отношении к высказыванию о мониторинге за ценовой стабильностью). Также Трише говорил о том, что нет никакой необходимости в намерениях изменить существующие ожидания рынка, которые подразумевали 69-процентную вероятность повышения ставки в сентябре. В целом, ЕЦБ, кажется, остается сторонником желания дождаться выхода новой статистической информации, от которой будет зависеть будущее монетарной политики. В итоге мы уверены, что когда управляющий совет вновь сядет обсуждать вопрос денежно-кредитной политики в сентябре, то имеющаяся у них на руках статистика, включая данные по ВВП за 2 квартал, сделают затруднительным решение не повысить процентную ставку.
Адольф Розенсток, Gebser & Partner
Трише ясно дал понять, что в следующий раз судьба ставки будет решаться в сентябре. Но общий тон пресс-конференции также важно отметить. Описывая риски, Трише так расписал картину, как будто уровень ставки рефинансирования равнялся 3 процента. Все ключевые моменты в его выступлении указывают на то, что к концу года ставки будут повышены до 4.5 процентов, и это вовсе не будет означать завершения цикла. Он ясно дал понять, что дорога для остальных повышений будет открыта. Это прозвучало неожиданно, но не вызвало массового удивления. Сентябрь должен стать следующим месяцем повышения ставки. Потом она должна быть повышена до 4.5% в декабре или, возможно, в январе. Двери для повышения ставки рефинансирования до 4.75% будут оставлены открытыми. Мы ожидаем, что это произойдет в течение первой половины следующего года.
Марко Крамер, HypoVereinsbank
Я удивлен сегодняшним заявлением и попыткой ЕЦБ отстраниться от кодовых слов во время увеличения волатильности. Но это соответствует существующей ситуации достижения конца цикла. Последующие шаги будут более зависимы от данных и не столь предсказуемы, как прежде. Однако мы все еще ожидаем повышение ставки в сентябре и еще одно в 4 квартале этого года, но завершение цикла уже находится в поле зрения. Но стоит отметить, что риск того, что следующее повышение может быть отложено до октября, значительно увеличился. В целом, ЕЦБ не отклонился от заданного курса. Просто теперь он говорит не так ясно, как ранее. Он оставляет за собой право поступать более гибко, чтобы иметь возможность приспособиться к ситуации, которая сформируется к концу года.
Саливан Бройер, IXIS Corporate & Investment Bank
Экономические и ценовые перспективы в широком смысле остались неизменны в сравнении с прошлым месяцем. Однако сигналы того, что цикл ужесточения монетарной политики приближается к своему пику, уже дают о себе знать. Жан-Клод Трише дал понять, что прошлые повышения ставки уже оказали воздействие на денежную массу M1, ссуды и динамику цен на недвижимость. Главный вопрос, на который должен был предоставить ответ результат пресс-конференции - когда в следующий раз будут повышены ставки: в сентябре или в октябре? Мы ожидаем, что Центробанк Европы повысит ставку в сентябре, а потом еще раз в декабре.
Ёрг Крамер, Commerzbank
На прошедшей пресс-конференции Жан-Клод Трише, де-факто, заранее объявил о следующем повышении ставки. Возможно, в сентябре. Неизменно хищный тон подтверждает наш взгляд, что второй раз ЕЦБ повысит ставки в декабре. Согласно последним опросам, лишь 50% экономистов ожидают два повышения ставки во втором полугодии до 4.5% к концу текущего года. Рынок фьючерсов на процентную ставку показывает, что такой сценарий еще не полностью оценен. И все же мы ожидаем именно два повышения. Наш взгляд основан на показателях сильного экономического роста и высоком уровне показателей делового климата, типа IFO. Такие индикаторы имеют возможность уменьшиться в течение предстоящих месяцев. Но благоприятная корпоративная конъюнктура предполагает, что даже если они и уменьшаться, то не критичным образом. Фактические значения останутся на высоком уровне, что будет усиливать ястребиные голоса таких членов Совета ЕЦБ, как, например, Алекс Вебер.
Кеннет Брукс, LLOYDS TSB
Стратегия Трише, оставляющая выбор времени для следующего повышения ставки, поддерживает наши представления о том, что ЕЦБ, вероятно, будет ждать предварительной публикации данных по ВВП за 2 квартал от государств, входящих в состав еврозоны. Глава ЕЦБ не исключил, как возможность, пресс-конференцию в августе, что давало бы Центробанку возможность предупредить о повышении ставки в сентябре, посредством возвращения кодовых фраз, таких как, например, "пристальная бдительность".
Сандра Петков, LEHMAN BROTHERS
Что касается ближайших перспектив в вопросе процентной ставки, то ЕЦБ сделал летний перерыв в контексте использования ключевых фраз. Во-первых, фраза о внимательном наблюдении за ценовой ситуации сигнализировала нам о том, что управляющий совет Центробанка Европы ощущает потребность в продолжение повышения ставки, но не считает, что это неизбежно. Во-вторых, во время сеанса ответов на вопросы Трише подчеркнул, что не преследует намерений изменить уже существующие ожидания рынка. А рынок ожидает, что ставка будет повышена в сентябре или в октябре. Мы считаем, что следующий шаг в рамках ужесточения политики кредитов будет совершен в сентябре, но ЕЦБ оставляет возможность для маневра, поскольку к тому времени экономические тенденции могут претерпеть изменения.