/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Власть в нужные руки
Чувство ускользающей власти - это не только удар по самолюбию американцев. Его последствия уже ощутимы и весьма опасны. В самой стране "избиение китайца" уже стало национальной забавой, как левых так и правых. Концепция изоляционизма также на подъеме (Прим PFS: направление во внешней политике США с 20-х гг. XIX в., основанное на идее невовлечения США в вооруженные конфликты вне Американского континента и в европейские дела, провозглашенной еще в доктрине Монро в 1823 году). Большинство демократов уже ратуют за то, чтобы Америка "занималась своим делом". За пределами страны последствия могут оказаться еще более суровыми. Иранские революционно настроенные исламисты и российский решительно настроенный президент, каждый по своему, рассчитывают на то, что подавленный Дядя Сэм не сможет им противостоять. В то же время, порочный круг отсутствия доверия уже начинает угрожать Западному Альянсу: если Италия, к примеру, решит, ослабленные Штаты долго не протянут в Афганистане, они отпишут НАТО еще меньше войск, что также заставит и американцев усомниться в успехе этого безнадежного предприятия.И все же Америку нельзя недооценивать. И друзья, и враги неверно приняли кратковременные промахи администрации Буша за признаки глубокого ослабления. Штаты не лишились своей силы, просто они ее не используют так, как могли бы. Глупо отрицать, что сегодня положение страны хуже, чем в 2000 году. Но что это? Последствия тектонических сдвигов, или ошибок одной администрации? Дик Чейни и Дональд Рамсфильд инвертировали доктрину Рузвельта: "говори спокойно и носи за пазухой дубинку", которая являлась своеобразным девизом "политики дубинки". После событий 11 сентября Белый Дом усилил свою мощь до невиданных масштабов. В этот недолгий промежуток времени "шокотерапии". Г-н Буш объявил войну террору, а не просто Аль-Каиде, что расширило фронт работ до необъятных размеров. Речи Америки были громкими и воинственными, а дубинка, однако, тонкой и хилой. Пытаясь защитить своих генералов, Рамсфильд отправил в Ирак слишком мало войск, поэтому они не смогли усмирить страну. Расформирование иракской армии лишь усугубило последствия ошибки. Не зависимо от того, существовала ли когда либо реальная возможность одержать победу в Ираке, сложно себе представить, что в будущем американская администрация позволит себе допустить такие детские ошибки, когда дело дойдет до смены режима.
Нам нужна АмерикаОднако в одном Буша все же обвиняют незаслуженно. В отличие от версии Демократов, Америка не наслаждалась безраздельным мировым господством до его прихода. Страна, прошедшая через холодную войну, понесла ряд и других, более ощутимых потерь, в частности, во Вьетнаме (где было убито 58 000 американцев, что в 16 раз больше, чем в Ираке). Иран отказывался признать власть Америки еще со времен президентства Джимми Картера, а Северная Корея еще на поколение раньше. Франция жалуется на Кока-Колу и Голливуд уже почти столетие. Таким образом, с позиции относительного, а не абсолютного превосходства, сила супердержавы заключается не в том, чего она может достичь, а в том, что она может предотвратить. Даже сейчас "отрицательная сила" США весьма внушительна. Мало что может произойти без их вмешательства. Иран и Северная Корея могут не признавать и Сатану, но только Америка может предложить новым режимам признание на международной арене, которого они так жаждут. Во всех областях, будь то борьба с глобальным потеплением, или крестовый поход за арабо-израильский мир, Америка просто незаменима.
Все потому, что Америка все же сохранила большую часть своей жесткой силы. Да, армия волонтеров в очень стесненном положении, она не выдержит даже скромной войны. Но она все еще в состоянии укрыть под своим крылом 1,5 млн. человек, а бюджет на "оборонку" в стране почти равен совокупному бюджету на эти цели всего остального мира. И это еще не предел. Для страны такого размера, бюджет на оборонный сектор можно назвать весьма скромным по историческим меркам. Его можно улучшить дипломатическим путем. Вся ироничность ситуации вокруг "войны с террором" заключается в том, что гипервентиляция Буша обернулась против него, поставив под сомнение его способность прочно стоять на ногах: ни он, ни его союзники никогда точно не были уверены в том, что над ними действительно нависла угроза. (Откуда ей взяться? Проамериканский Запад потратил четыре десятка лет на борьбу с империей, до зубов вооруженной ядерным оружием, расположившейся на обширной территории от Берлина до Владивостока; а Аль-Каида еще не достаточно окрепла). Исследования показывают, что социальная мощь Америки также теряет доверие, но, при этом ее ценности, такие как свобода и открытость, по-прежнему популярны во всем мире. Даже иммигранты и экспортные товары, которые так беспокоят американцев - лишнее доказательство признания. Буш в своей политике упустил главное: завоюй сердца и умы, и тебе не придется пускать в ход оружие и применять силу.Этот урок стоит выучить, особенно Китаю. Эта страна все больше и больше начинает походить на США, покупает ли она американские фильмы, завоевывает ли золото на Олимпиаде, или запускает ракеты в космос. Просто своим ростом Китай разрушает сложившиеся политические отношения. Однако это вовсе не значит, что он перехватит власть у Америки. Сейчас его политические позиции очень уязвимы, а американские - очень прочны. Кроме того, экономика - это вовсе не игра с нулевой суммой: пока растущий Китай помогал Америке увеличить благосостояние. Если бы Америка была акцией, мы бы рекомендовали покупать: недооцененный лидер на рынке, нуждающийся в хорошем руководстве. Это свидетельствует о значительной внутренней силе.
Кевин Каллагер По материалам журнала The Economist