Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
"Дежа вю" алмазного рынка » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

"Дежа вю" алмазного рынка

Мировые алмазодобывающие компании не ожидают значительных изменений на рынке сырых алмазов и бриллиантов до конца текущего года. Все настроены на стабильность и сохраняют осторожный оптимизм, тогда как сам рынок находится в состоянии "дежа вю", демонстрируя схожесть с прошлым годом
21 сентября 2013 1ПРАЙМ Кожевников Денис
Мировые алмазодобывающие компании не ожидают значительных изменений на рынке сырых алмазов и бриллиантов до конца текущего года. Все настроены на стабильность и сохраняют осторожный оптимизм, тогда как сам рынок находится в состоянии "дежа вю", демонстрируя схожесть с прошлым годом.

Сейчас участники рынка традиционно ожидают ювелирную выставку в Гонконге, которая ежегодно проходит в сентябре, и обычно определяет тренд рынка до конца года, дает ориентиры по ценам и спросу на бриллианты в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Гонконг имеет крупнейший в мире алмазный павильон, в котором размещаются свыше 400 компаний отрасли, и который является зоной неограниченной беспошлинной торговли. Поэтому, готовясь к сезону активных продаж в четвертом квартале и начале нового года, многие ювелиры и торговцы стараются пополнить свои запасы во время этой выставки.

ДЕЖА ВЮ

Алмазный рынок 2013 года в целом очень похож на 2012 год, считает АЛРОСА.

"Довольно уверенный рост рынка в январе-апреле сменился снижением активности с мая. Наряду с сезонным летним снижением, можно выделить ряд факторов, которые негативно влияют на спрос на алмазное сырье. В первую очередь, это девальвация рупии. В конечном итоге на огранку в Индию попадает около 90% добываемых в мире алмазов, поэтому любые негативные явления в экономике этой страны, так или иначе сказываются на алмазной отрасли", - отмечают в компании.

С рупии и начинается эффект "дежа вю", если обратить внимание на движение курса индийской валюты к доллару США. Картина практически аналогично повторяет ситуацию прошлого года, хотя в этом году рупия слабеет сильнее. Индийская валюта потеряла в стоимости порядка 7% к доллару за весь 2012 год, тогда как за первые восемь месяцев 2013 года снизилась почти на 21%.

Производя взаиморасчеты в национальной валюте внутри страны, индийские огранщики теперь могут купить меньше алмазов (в долларовых ценах), чем могли купить полгода назад. Возникает кризис ликвидности, который осложняется тем, что банки ужесточают требования к заемщикам (огранщики обычно работают на "кредитном плече"), а бриллианты не показывают положительной динамики цен.

"Вместе с тем, можно отметить и некоторые положительные тенденции рынка – стабильность поставок сырья, стабильность цен на него в последние месяцы, а также неплохие объемы розничных продаж ювелирных изделий с бриллиантами. По оценкам независимых экспертов, американский рынок потребления бриллиантов в этом году может вырасти на 10%, рынок Китая – на 5-7%", - считают эксперты АЛРОСА.

Как сообщили Агентству ПРАЙМ в другом алмазодобывающем гиганте De Beers, в течение первого полугодия наблюдались воодушевляющие признаки стабильности и постепенного роста на основных потребительских рынках в США и Китае. "В то время, как цены на обработанные алмазы немного подросли, условия торговли сырыми алмазами остаются непростыми. В первом полугодии начал меняться баланс, понемногу стал возвращаться спрос на товары в верхнем ценовом сегменте, с небольшим улучшением по спросу из Азии", - отметили в компании, но добавили, что слабая, колеблющаяся рупия сильно влияет на спрос на "сырые алмазы" со стороны индийских гранильных центров.

Валютную составляющую влияния подмечает также и компания Petra Diamonds. "Краткосрочный прогноз для Индии слишком неопределенный из-за слабой рупии", - считает глава компании Иохан Диппенаар.

АКЦИИ

Если мы посмотрим на поведение акций крупнейших алмазодобывающих компаний, то заметим, что они все демонстрируют положительную динамику, с небольшими сезонными периодами роста и падения в течение полугодия.

De Beers - единственная не торгуемая на бирже компания, но акции других: Petra Diamonds и АЛРОСА, торгуются в Лондоне и на Московской бирже соответственно. С начала года, акции АЛРОСА прибавили в цене более 7%, а Petra Diamonds - более 4%. Акции Dominion Diamond торгуются на канадской бирже в Торонто, и их слабо отрицательная динамика не может служить показателем для рынка, так как они еще находятся под влиянием сделки, заключенной в начале года между Harry Winston и Swatch *.

Таким образом, можно сделать вывод, что алмазодобывающие компании менее подвержены внешним рискам и влиянию макроэкономических факторов, а в большей степени - от производства, стабильной работы на рудниках и спроса.

ПРОГНОЗ

Если предположить, что события и дальше будут развиваться так же, как год назад, то впереди у нас не слишком оптимистичное будущее. Но есть и хорошая новость: мы это уже проходили. И, кажется, знаем, что если никто на рынке сейчас не будет делать резких движений, то спрос постепенно окрепнет к концу года, уверены эксперты Rough & Polished.

Перед алмазодобывающими компаниями сейчас стоит нелегкая задача. Лидеры рынка - De Beers и АЛРОСА не могут позволить себе низкие итоги продаж в третьем квартале.

Подъем цен на следующей торговой сессии что для одних, что для других повлечет за собой отказы от покупки товара. Если торговля алмазами после традиционных августовских каникул откроется падением, это само по себе будет для рынка сигналом к бедствию. Единственный разумный выход в этой ситуации – сохранить цены на нынешнем уровне и ответственно подойти к ассортименту продаж.

В De Beers отметили, что с "настороженным оптимизмом" относятся ко второму полугодию. "Мы ожидаем незначительный рост спроса на изделия с бриллиантами, за счет рынков США и продолжающегося роста спроса в Китае, хотя и низкими темпами. Ситуация в Индии и Японии остается неопределенной из-за продолжающейся волатильности валют этих стран", - считают в компании.

В общем, несмотря на хрупкость восстановления мировой экономики, макроэкономические условия поддерживают рост спроса на рынке обработанных алмазов в 2013 году, на уровнях выше 2012 года, резюмируют эксперты алмазодобывающего гиганта De Beers.

Добыча и продажа сырых алмазов в 2012 году:

"Дежа вю" алмазного рынка


* В начале 2013 года, Harry Winston Diamond Corp продала свое подразделение розничной торговли предметами роскоши группе Swatch Group, а оставшееся подразделение по добыче алмазов с двумя канадскими активами (Ekati и Diavik) получило название Dominion Diamond Corporation.

С 2018 г в мире алмазов станет меньше

Быстрый рост спроса в США, Китае и Индии превысит возможности истощенных месторождений. Все сегменты алмазного рынка (от добычи до ритейла) ожидают значительные потрясения. Компании, занимающиеся прямыми инвестициями, начинают рассматривать отрасль как возможный объект для своих вложений.

Согласно прогнозу Bain & Company и Antwerp World Diamond Centre (AWDC), продолжающийся в США рост спроса на алмазы и рост интереса к ним в Китае и Индии в сочетании с истощением запасов на месторождениях в разных регионах мира и относительно небольшим размером разрабатываемых рудников вызовут значительный дисбаланс между предложением и спросом начиная с 2018 года.

Как следствие, возможно значительное повышение цен на алмазное сырье, что отразится на всех участниках алмазного рынка.

Среднегодовые темпы роста добычи алмазного сырья в период с 2012 по 2018 год составят 4,8%, при этом пиковый уровень добычи составит 169 млн карат или 19,6 млрд долларов в стоимостном выражении.

Начиная с 2019 года, средний объем добычи алмазного сырья будет снижаться на 1,9% в год до 153 млн карат (18,4 млрд долл) в 2023 году. Ожидается, что мировой спрос на алмазы будет устойчиво расти: совокупные годовые темпы роста составят 5,1%, и к 2023 году спрос достигнет уровня 26 млрд долларов (в ценах 2012 г), что подразумевает повышение цен на всех этапах цепочки создания стоимости в индустрии.

“В последнее время не было открыто новых крупных месторождений алмазов. В сочетании с технологическими и финансовыми сложностями разработки новых месторождений это ограничит предложение алмазов на мировом рынке в будущем, - считает эксперт по алмазной отрасли партнер Bain Ольга Линде. - Формирующийся разрыв между предложением и спросом вызовет значительные нарушения в динамике рынка и заставит всех игроков пересмотреть свои бизнес-модели и стратегии”.
Добывающие компании испытывают растущее давление, что заставляет их повышать эффективность.

Производители алмазного сырья отреагировали на падение цен сокращением своих первоначальных планов по добыче. В 2012 году выручка компаний снизилась на 18%. И хотя общие объемы добычи алмазного сырья в 2012 году выросли на 4% до 128 млн карат, они все еще далеки от максимального уровня - 176 млн карат, который был достигнут в 2006 году. Однако в краткосрочной перспективе стабильные цены приведут к усилению давления на добывающие компании, вынуждая их повышать операционную эффективность, чтобы сохранить маржу и прибыльность.
Средний сегмент алмазного рынка также переживает трудности.

Сбалансированность предложения и спроса должна была бы быть благоприятной для этого сегмента (в основном, для компаний, занимающихся шлифовкой и огранкой алмазов), поскольку темпы роста цен на сырье вряд ли будут такими же высокими, как в прошлом, и поскольку в краткосрочной перспективе обеспечено достаточное предложение.

Но сейчас этот рынок сильно фрагментирован. Причем маржинальность более крупных игроков в два - три раза выше, чем у некоторых более мелких, у которых она составляет 1%-2%. И это будет способствовать дальнейшей консолидации данного сегмента рынка.

Повышение эффективности является таким же важным для этого сегмента алмазной индустрии, поскольку необходимо достичь более высокого уровня производительности и экономической эффективности, часто в результате более широкого применения технологий.
Основную озабоченность у ритейлеров вызывает вопрос обеспечения надежности поставок в долгосрочной перспективе.

Спрос будет непрерывно расти в течение, как минимум, следующих 10 лет, компании будут искать способы, чтобы гарантировать поставки алмазов необходимого качества и размера.

При этом используются различные подходы и каналы поставок: от осуществления инвестиций в добывающие активы, до превращения в сайтхолдеров или формирования партнерских отношений с существующими крупными игроками среднего сегмента рынка, чтобы обеспечить необходимые им поставки.

“Через четыре года вся алмазная отрасль почувствует влияние разрыва между предложением и спросом, который принимает угрожающие размеры. Никому из игроков отрасли не удастся этого избежать, - отмечает один из авторов данного отчета Барт Корнелиссен. - Это создает как возможности, так и проблемы для компаний, работающих во всех сегментах цепочки создания стоимости”.

Bain также отмечает, что интерес к алмазной отрасли начинают проявлять компании, занимающиеся прямыми инвестициями, поскольку происходящие в отрасли резкие изменения и процессы консолидации создают потенциальные инвестиционные возможности для финансовых инвесторов.

“Сделки, подобные продаже компанией BHP Billiton принадлежавшего ей рудника Ekati фирме Harry Winston, которая, в свою очередь, продала свой розничный бизнес группе Swatch (ныне Dominion Diamond), и обсуждение возможной продажи компанией Rio Tinto принадлежащих ей горнодобывающих активов, несомненно, привлекли к этой отрасли внимание фондов прямых инвестиций", - добавляет Ольга Линде.

Кроме того, ряд игроков оптимизируют свои портфели. Пример - корпорация De Beers, которая продала ряд своих нерентабельных и небольших рудников более мелким компаниям, таким как Petra Diamonds и Gem Diamonds.

По словам Линде, более мелкие игроки, например Petra и Gem, показали, что с помощью определенных инициатив, процессов и технологий можно оздоровить старые рудники, что позволит снизить затраты и повысить выработку, при этом прибыльность будет соответствовать среднему по отрасли уровню или даже превышать его. Это может стать привлекательной инвестицией по мере того, как активы будут предлагаться для приобретения.

Bain & Company Inc - ведущая международная консалтинговая компания, создана в 1973 году. В основе ее деятельности лежит принцип – успешность консультантов Bain оценивается из финансовых результатов клиентов.

Имеет 50 офисов в 31 стране мира, более 4600 крупных международных клиентов, среди которых фонды прямых инвестиций и корпорации из всех секторов экономики.

http://1prime.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу