Информационный перебор
Почему инвесторы упорно позволяют вводить себя в заблуждение ?
11 июля в 13.16 по британскому летнему времени трейдеры, просматривающие страницу "Все новости" на сайте агентства Рейтер, могли видеть одновременно более 20 выделенных заголовков. То есть у них было менее трех секунд, чтобы уловить каждую новость. И, конечно же, не надо забывать, что они только закончили читать еще 16 сюжетов - которые вышли в 13.15. Поэтому когда вы задаетесь вопросом, почему инвесторы так медленно раскачивались, прежде чем отреагировать на проблемы на вторичном рынке ипотечного кредитования, необходимо учитывать такой фактор, как информационная перегрузка. Экономист Фишер Блэк называет такую информацию "помехами". Трейдеры торгуют, полагаясь на нее, хотя она и не имеет никакой ценности. Проблема заключается в том, что очень тяжело отличить "помехи" от полезной информации.
К примеру, чрезвычайно повышенное внимание уделяется прогнозам аналитиков по прибылям компаний. Однако исследование Джеймса Монтье и Рюи Антунэ из инвестиционного банка Dresdner Kleinwort показало, что ошибка таких прогнозов за год составила 43%, а за два года - 95%. Сегодня рынки напоминают стайку голодных неумолкающих птенцов. Их дневной рацион составляют якобы важные экономические данные. Потом через несколько недель большая часть статистики пересматривается, но пересмотренные данные редко влияют на рынок в такой же степени, как первоначальные цифры.
Больше информации не всегда означает более эффективные решения. Майкл Мобуссин из группы по управлению фондами Legg Mason приводит в пример исследование, которое позволило участникам гандикапа варьировать количество информации при присвоении рейтинга лошадям на скачках. Чем больше информации они получали, тем более уверенны они были в ответах. Но в итоге, прогнозы, сделанные на основании 40 источников информации, оказались хуже, чем прогноз, основанные на пяти источниках. Это создает некоторые интересные возможности. Менеджер фонда Ричард Олдфилд в своей новой книге предлагает следующее: "ценовые движения в ответ на новости преувеличены, что дает возможность тем, кто не сильно полагался на события последнего часа или суток".
Но отбиться до стада очень сложно, прежде всего, потому что сложно сказать, о чем на самом деле думает это стадо. Банки и брокеры составляют индикаторы настроения, но в некоторых случаях различные индикаторы могут свидетельствовать о совершенно противоположных вещах: что инвесторы настроены решительно и не намерены рисковать. За день просмотра финансового телевизионного канала CNBC или за пару минут сканирования Интернета инвестор может проследить все оттенки настроения: от устойчиво медвежьего до сверх бычьего. Как бы то ни было, сейчас кругом царят противоречия. Стремительное развитие рынков производных инструментов облегчило процесс игры как на понижение, так и на повышение цен. Из всех хеджевых фондов, потерявших кругленькую сумму на рынке субстандартного кредитования, могло оказаться два-три фонда, которые уже заработали свою годовую поощрительную премию, сделав правильный выбор.
В условиях такого потока информации нет ничего удивительного, что инвесторы полагаются на людей, которых они знают, а не на саму информацию. В одной научной работе говорится, что менеджеры американских взаимных фондов для своего портфеля скорее выберут акции тех компаний, в которых хотя бы один из старших менеджеров учился в том же университете, что и они. Значимость возрастает многократно, если они учились в одно и то же время или по одной и той же специальности. Такой фактор "старых школьных связей" действует очень эффективно. Акции, выбранные таким способом, превосходят в цене несвязанные акции на 8.4 процентных пункта в год. Пожалуй, совместная жизнь в студенческом общежитии с будущим исполнительным директором может рассказать вам кое-что о его или ее характере.
Это только последняя из рыночных аномалий, обнаруженных за последние несколько лет. Одна из наиболее ошеломительных подрывает модель ценообразования капитальных активов - основу научного анализа на рынках. Согласно этой модели, более волатильные акции ("акции с высоким бета-коэффициентом" на профессиональным жаргоне) приносят более высокие прибыли, чем более стабильные ценные бумаги ("с низким бета-коэффициентом"). Однако исследование Джереми Грэнтема из фирмы по управлению фондами GMO показало, что за период с 1963 по 2006 предположительно скучные акции с низким бета-коэффициентом превзошли более быстрые акции с высоким бета-коэффициентом на 4 процентных пункта в год. Все это подтверждает то, что должны чувствовать инвесторы, пережившие "пузырь" доткомов: инвесторы не всегда ведут себя рационально, а рынки не всегда достаточно осведомлены. Но, принимая во внимание сагу о субстандартном кредитовании, оказывается, что выявить такие иррациональные моменты сейчас не легче, чем когда-либо.
По материалам журнала The Economist