23 февраля 2014 InoPressa
Большинство прогнозистов – включая внепартийное Бюджетное управление конгресса, так называемый прогноз «голубых фишек», и Федрезерв – ожидают, что в 2014-м году прирост реальной экономики достигнет как минимум 2.8% г/г. Невзирая на два недавних неубедительных отчета по занятости, существует целый ряд причин, почему стоит ожидать ускорения роста в текущем году. Факторы, затрудняющие восстановление экономики США – ослабленные балансы домохозяйств, подавленный рынок жилья, а также госрасходы и снижение уровня занятости – угасают. Задолженность домохозяйств снизилась к уровням начала 1990-х гг., реальный собственный капитал домохозяйств вернулся к дорецессионным пиковым значениям, а инвестиции в жилищное строительство по отношению к ВВП демонстрируют рост.
Тем временем состояние государственного и муниципальных бюджетов улучшается, а федеральный бюджет в этом году предположительно ограничит рост ВВП лишь на 0.5%, тогда как в 2013-м этот показатель составил 1.75%. В текущем году состоятся выборы в конгресс, в связи с чем дестабилизирующей конфронтации в отношении «потолка» федерального долга не ожидается. Более того, аккомодационная монетарная политика, скорее всего, сохранится, а инфляция будет держаться ниже прогнозов. В свое время глава ФРС Джанет Йеллен была активным «соавтором» аккомодационного направления монетарной политики под руководством своего предшественника, Бена Бернанке, поэтому сейчас, когда Йеллен возглавила Федрезерв, ожидается сохранение текущего курса политики. И действительно, Центробанк вновь подтвердил свое намерение удерживать ставку по федеральным фондам вблизи нулевого значения в течение длительного времени после того, как ставка безработицы упадет ниже 6.5%. При этом ФРС намерена сокращать покупки долгосрочных активов – так называемую программу «количественного смягчения» - на $10 млрд. ежемесячно.
По итогам 2013-го года расходы в частном секторе увеличились на 3.9% г/г, максимально за последнее десятилетие, а прогноз на текущий год выглядит многообещающим. Улучшение балансов домохозяйств способствует росту потребительских настроений. Реальные расходы на личное потребление увеличились на 2.3% г/г против +2% в 2011 и 2012 гг. В этом году рост потребительских расходов вкупе с рекордно высокими показателями корпоративной прибыли продолжат стимулировать инвестиционные расходы. Экономическая активность получит поддержку, а показатели торгового баланса улучшатся благодаря сокращению затрат на энергоносители и рабочую силу в США. Сланцевая энергия и анализ «больших данных», представляющие собой две области, в которых Америка выгодно отличается от конкурентов, могут существенно поменять «правила игры» для экономики в аспекте предложения.
При этом перспективы американских рабочих выглядят менее оптимистичными и носят оттенок неопределенности. Несмотря на ускорение роста в 2013-м году, чистый месячный показатель создания рабочих мест в районе 193 тыс. оказался лишь немного выше предыдущей оценки (186 тыс.) и по-прежнему не дотягивает до среднего дорецессионного значения 200 тыс. В конце прошлого года уровень занятости был на 1.1 млн. ниже дорецессионного пика; для того, чтобы «догнать» этот пиковый максимум потребуется создать 7.7 млн. рабочих мест в дополнение к поглощению последующего ежемесячного притока новой рабочей силы. В ноябре 2013-го показатель регистрации штатных вакансий превысил 4 млн. впервые с 2008 года. Однако число соискателей оказалось выше количества предлагаемых вакансий в каждой индустрии. После официального завершения рецессии в июне 2009 года на каждую открытую вакансию приходилось 6.2% безработных. В ноябре этот показатель упал до 2.7%, а до начала рецессии составлял 1.8% (и всего 1.1% в 2000).
Когда на страну обрушилась рецессия, ставка безработицы среди работников всех уровней образования резко подскочила и в настоящий момент не вернулась к дорецессионным уровням. Краткосрочная ставка безработицы (лица, не имеющие работы в течение 26 недель или менее), вернулась к среднему докризисному значению 2001-2007 гг., тогда как долгосрочная ставка остается на максимальных уровнях за всю историю ведения исследований с 1948 года. Долгосрочные безработные составляют порядка 36% от общего числа безработных. Для сравнения: в марте 2011 года данный индикатор был зафиксирован на уровне 46%. И все же сегодняшнее значение далеко от предыдущего пика 26%, достигнутого 30 лет назад. К долгосрочным безработным в основном относится старшее поколение – число безработных в возрасте 50-65 лет возросло вдвое – и лица, уволенные с предыдущего места работы. Ускорение экономического роста и увеличение числа вакансий вряд ли помогут этой категории людей: чем дольше они являются нетрудоустроенными, тем больше устаревают их навыки, и тем ниже становится их фактическая и потенциальная трудоспособность.
Помимо этого, и кратко- и долгосрочная ставки безработицы преуменьшают слабость рынка труда, обусловленную существенным и устойчивым сокращением доли рабочей силы (LFPR) за период с начала рецессии. В 2007 году 66% американцев были трудоустроены, либо активно занимались поисками работы; на сегодняшний день этот показатель составляет 63% и является минимальным с 1977 года. Если бы индикатор LFPR оставался на дорецессионном максимуме, то в настоящий момент ставка безработицы составляла бы порядка 12%. В случае стабилизации в октябре 2009, когда ставка безработицы достигла пиковых значений, сегодня показатель мог быть выше 9%.
Стоит острый вопрос: почему LFPR продолжает снижаться? Немалую роль определенно играет демография: большая часть рабочей силы достигает пенсионного возраста, при этом доля возрастной группы 16-24 лет, получающей образование, растет. Однако рецессия спровоцировала неожиданное и устойчивое снижение индикатора LFPR во всех возрастных группах в условиях слабого спроса и скудных перспектив рынка труда. В недавнем анализе Бюджетного управления конгресса большая часть спада LFPR за период с 2007 по 2013 гг. объясняется именно этими циклическими факторами, тогда как к остальным причинам относятся постоянные демографические тенденции. Абсолютно очевидно, что в течение последних нескольких лет затянувшееся ослабление рынка труда сопровождается снижением реальных заработных плат для большинства рабочих, причем негативный эффект усиливается при распределении заработной платы по схеме «сверху вниз». По той же логике оживление роста в 2014-м году и укрепление рынка труда должны привести к увеличению уровня зарплат для 70% рабочей силы, чья реальная заработная плата еще не вернулась к докризисному уровню.
Однако, как упомянул в своем недавнем докладе конгрессу «О положении в стране» президент Барак Обама, для восстановления после Великой рецессии американским рабочим потребуется более стремительный экономический рост. Продление выплат пособий долгосрочным безработным, борьба со стигмой в отношении отказа принимать их на работу, создание новых возможностей для подготовки и обучения кадров без отрыва от производства, а также повышение минимального уровня заработных плат – вот необходимые шаги на пути к более справедливому распределению выгоды от восстановления экономики страны.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу