Профессиональная оценка рисков долговых инструментов » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Профессиональная оценка рисков долговых инструментов

Возникновение рейтинговых агентств в мире было обусловлено потребностью инвесторов в получении профессиональной оценки рисков долговых инструментов, обращающихся на биржах. Рейтинговые агентства возникли как экспертные организации, публикующие для широкой аудитории оценки кредитоспособности эмитентов и инвестиционного качества эмитируемых ценных бумаг.
26 февраля 2014 Васин Сергей
В 1905г. Джон Муди (John Moody) фактически сформировал рынок рейтингов. Сначала он создал рейтинговую шкалу и издал сборник информации о железнодорожных компаниях, которые выпускали долговые обязательства. Их было очень много, а выпуск ценных бумаг был в моде. Железнодорожники быстро получали деньги инвесторов. Однако были недобросовестные или попросту неуспешные компании, которые через некоторое время банкротились. Это сбивало с толку инвесторов, которые не понимали, каким компаниям можно доверять. Дж.Муди воспользовался этим и начал изучать железнодорожные компании и их финансовое состояние. Информацию, полученную на основании этого анализа, Дж.Муди публиковал в сборнике, который распространялся среди инвесторов в железнодорожной отрасли.

То, что впервые рейтинговые агентства возникли в США и именно американские агентства занимают лидирующие позиции на рынке, обусловлено более поздним развитием рынка долговых инструментов в Европе. До середины ХХв. европейский долговой рынок фактически представлял собой рынок банковского кредитования. Распространение облигаций как формы привлечения долгового капитала в регион пришло из-за океана вместе с инвестфондами, вкладывающими в облигации, и инфраструктурой, включающей инвестиционные банки, торгующие на биржах и организующие выпуски, а также вместе с рейтинговыми агентствами, облегчающими задачи отбора инвестиционно привлекательных объектов и оценки рисков инвестиций.

К середине ХХв. у Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC) появилась необходимость в ориентирах по безрисковому вложению средств пенсионных фондов, банков и других организаций в долговые обязательства для защиты интересов вкладчиков и клиентов. Целью SEC было побудить компании к созданию качественных портфелей долговых инструментов, а также разработать критерии для оценки такого качества и наказания в случае неудовлетворения портфеля минимальным требованиям. В итоге SEC признала мнение агентств Moody's и SnP в качестве достоверной оценки долговых обязательств.

Когда деятельность рейтинговых агентств начала приносить выгоду эмитентам, у агентств возник новый источник доходов. В 1970-х гг. ХХв. агентство Moody's первым получило плату от эмитента за рейтинг - до этого деньги поступали от инвесторов, которые покупали информацию агентств. Когда же оценки Moody's и SnP получили государственное признание, эмитенту стало выгодно обращаться именно в эти агентства, чтобы они присвоили рейтинги, а потом бесплатно отдали результаты исследований инвесторам. Такая практика применяется до сих пор и получила название "платный рейтинг". Сейчас даже многие развивающиеся страны платят агентствам за присвоение рейтинга.

После скандальных событий с крупнейшей американской компанией Enron, которая имела высший рейтинг ААА до самого краха в 2001г., в США был принят закон, разрушающий монополию на рынке рейтинговых агентств. И сейчас SEC официально признает оценки десяти агентств, а также готова признать и другие организации, причем на более демократичной основе. Сформулированы требования к агентствам и правила надзора, включая и правила лишения аккредитации, которые, в частности, применены к агентству Egan-Jones в начале 2013г.

Закон 2006г. "О реформе рейтинговых агентств", положивший начало формальному регулированию данных организаций, в явном виде запретил вмешательство SEC в определение методологии расчета кредитных рейтингов, используемой агентствами со статусом NRSRO. Это законодательное ограничение во многом способствовало образованию "пузыря" на рынке секьюритизированных активов, так как в условиях ограниченной конкуренции и высокого спроса на услуги агентств они постепенно снизили критерии для присвоения наивысших рейтингов.

Отметив негативную роль крупнейших агентств в формировании "пузыря" на рынке ипотечных активов США в 2007-2008гг., США 21 июля 2010г. приняли закон Додда - Франка (Dodd - Frank Act), после чего в SEC был создан специальный отдел для регулирования деятельности агентств. Закон Додда - Франка наделяет Комиссию по ценным бумагам и биржам полномочиями устанавливать правила, включая математические модели и методологии присвоения рейтингов.

Аналогичные меры введены и в Европе. В январе 2013г. приняты новые правила регулирования деятельности рейтинговых агентств в Евросоюзе (CRA III), которые вступили в силу в июне 2013г. В соответствии с ними агентства должны раскрывать список основных влияющих на решения о рейтинге факторов специально созданной в Европе комиссии под названием ESMA. Она будет проверять, раскрыты ли и понятны ли эти факторы рейтингуемым компаниям, является ли их список исчерпывающим, действительно ли агентство руководствуется этими факторами и не принимает ли оно время от времени решений, которые противоречат ранее заявленному перечню. При смене таких критериев агентства должны будут своевременно извещать об этом.

В европейском документе также говорится, что инвесторы, которые полагаются на рейтинги, присвоенные агентствами, все же имеют право требовать возмещения ущерба (если он нанесен такими рейтингами). Но они могут сделать это только в случае, если агентство не соблюдало требований, предписанных стандартами (при этом не имеет значения, если в договоре инвесторов с агентствами записано, что требовать возмещение убытков от последнего нельзя).

Таким образом, деятельность рейтинговых агентств играет важную роль в формировании инфраструктуры финансовых рынков и служит на благо инвесторов, имеющих потребность в оценке рисков долговых инструментов и заемщиков. Агентства являются крайне специализированными предприятиями, деятельность которых узко концентрирована. Единственной и приносящей доход деятельностью агентства, а также его наиболее важной функцией является анализ финансовой информации с целью определения реального уровня кредитоспособности. Эта деятельность ведется на систематической основе, что позволяет агентствам накапливать базу информации, статистики и рыночных историй. Она строится последовательно на основе методологии, что дает возможность постоянно совершенствовать методику оценки и корректировать ее с учетом исторических событий, вероятности дефолтов и важной рыночной информации. Поскольку агентства не занимаются никакой другой деятельностью, 100% их внимания уделяется аналитике, ее качеству. Качество оценок, профессионализм и репутация - единственные преимущества, которыми располагают агентства.

Ни одни другие экономические субъекты на постоянной основе публично не распространяют свое мнение о кредитоспособности компаний. Так, аудиторы лишь заверяют правильность отображения информации в отчетности. СМИ публикуют новости, при этом критерии и способы представления информации традиционно отличаются от методики и подачи рейтинговых агентств. Инвестиционные аналитики исследуют стоимость ценных бумаг в основном с точки зрения их инвестиционной привлекательности и потенциала роста котировок, но не надежности и риска.

Рейтинговые агентства играют ключевую роль в качестве источника информации для оценки рисков кредиторов и инвесторов при вложении средств в финансовые инструменты, они способствуют появлению на рынке дополнительной важной информации. Рейтинговые агентства - не единственные, кто занимается исследованием кредитного качества эмитентов и заемщиков, но именно у них это является основной деятельностью. При этом они лишены основы для конфликта интересов при публикации информации, который может возникать, если анализирующая сторона одновременно является покупателем или продавцом кредитных обязательств либо кредитором/заемщиком, то есть зарабатывает на вложениях в облигации или кредиты.

В то же время вместе с принятием во внимание рейтингов агентств необходимо проводить собственный анализ кредитоспособности, не полагаясь полностью на мнение агентства. Инвесторы должны действовать на основании собственного мнения и предпринимать усилия для сбора и анализа информации, которая ложится в его основу. Рейтинговые агентства предоставляют такую информацию, но они не дают руководства к действию и никого не заставляют совершать какие-либо действия.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter