Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Состоится ли новая модель экономического роста в России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Состоится ли новая модель экономического роста в России?

При огромных поступлениях от нефти и газа - увеличился импорт еще сильнее. Получается Россия - это та же Украина, только с нефтью. Баланс без нефти у нас отрицательный это плохо
23 марта 2014 smart-lab.ru Шадрин Александр

В связи с обострением ситуации вокруг Украины всё чаще и чаще говорят о санкциях против России и потенциальных потерях экономики...

Сейчас всё так взаимосвязано, что посчитать, кто больше потеряет невозможно - все потеряют.

Посмотрим на торговый баланс России. И главное, на долю в нем доходов от нефти и газа.

При огромных поступлениях от нефти и газа - увеличился импорт еще сильнее. Получается Россия - это та же Украина, только с нефтью. Баланс без нефти у нас отрицательный это плохо.

Сейчас прошла девальвация рубля - это должно положительно сказаться на балансе, так как импорт должен сократится, а экспорт стать более конкурентоспособным. Правда, у нас это почти только ресурсы. В этой части - будет только хорошо для бюджета, да и ресурсных компаний.

Развитие конкурентноспособной экономики и импортзамещение - это хорошо! Но чем заменить товары из-за рубежа, если местный бизнес почти убит?

Рост ВВП, цифры - это хорошо, но... главное, чтобы это не превратилось в профанацию.

Как будто главная цель не реальное оживление экономики, а цифры освоенных рублей...

Эта беда проявилась в китайской экономике - погоня за двузначными цифрами роста ВВП привели к постройке мостов, дорог, по которым никто не ездит, постройке поселений, в которых никто не живет - государственная экономика реагирует не на потребности реальных людей, готовых выложить за удовлетворение их реальных потребностей реальные деньги, а реагирует на задания согласно планов.

Вспомните наш советский опыт поворота рек или освоения целины. Миллиарды просто "закопаны" в землю. Программа импортозамещения - из той-же оперы. Качественные импортные товары, на который есть реальный спрос, будут искусственным образом замещаться отечественными. Вы думаете, что в реальной конкуренции? Да нет, просто воздвигнут заградительные таможенные барьеры. Следствием станет то, что вместо разнообразного импортного товара появятся отечественные кондовые эрзац-заменители.

Монополизированная экономика плавно перерастает в экономику, в которой потребитель теряет право выбора, наступает режим "рынка производителя". В каждой отрасли есть монополист-производитель, который диктует потребителю, что ему покупать.

Это можно наглядно понять на примере нашей бирже - монополисте в России - Московской бирже!

Она просто уничтожает в России класс мелких инвесторов своими действиями:
- пропаганда биржи, как места для спекуляций, а не инвестиций,
- не ведется деятельности по популяризации инвестиций,
- нет развития коллективных инвестиций (можно начать осуществлять прием заявок на покупку или погашение всех ПИФов через биржу, банально через КВИК - это дало бы огромный толчок развития коллективных инвестиций),
- нет широкого вывода новых эмитентов, а наоборот идет массовый делистинг по требованию самих компаний, хотя причем тут компания? Ведь акционеры - вправе сами решать где им продавать, и биржа должна быть на стороне инвесторов, как открытая и прозрачная площадка - это наиболее оптимальный способ осуществления инвестиций массовым потребителем,
и многое другое...

Зачастую даже спекулянты недовольны МБ - ребята, монополия - это плохо!!!

Сейчас Россия на очредной развилке. После кризиса 2008–2009 гг. мировая экономика столкнулась с новыми вызовами. Ближайшие десятилетия будут временем глобальных сдвигов в мировой финансовой системе, изменения баланса сил между развитыми и развивающимися странами. Россия также исчерпала потенциал существующей модели роста с опорой на экспорт сырьевых ресурсов при нынешнем уровне развития институтов и высокой роли государства в экономике.

Формирование новой модели роста невозможно без опоры на частную инициативу, развития институтов рыночной экономики и инвестиций в человеческий капитал. Необходимыми условиями являются:

• Реализация принципов верховенства права, последовательное культивирование независимости суда.

• Перестройка взаимоотношений между бизнесом и всем блоком правоохранительных и судебных органов, необходимая для повышения доверия бизнеса к государству.


• Расширение полномочий местного самоуправления. Активизация гражданского общества.

• Развитие сферы инвестиций населения: пенсионная реформа, здравоохранение, образование, рынок жилья.

• Демократизация, создание условий для эффективной политической конкуренции и периодической смены власти.

Движущими силами новой модели экономического роста могут стать две набирающие влияние группы. Это «новый бизнес» — динамичные компании, ориентированные на развитие в рыночных условиях, но не имеющие достаточных стимулов для инвестирования в существующих институциональных рамках. И это «новая бюрократия» — продвинутые региональные элиты, заинтересованные в динамичном развитии своих территорий, и эффективные профессионалы на федеральном уровне.

Однако одновременно нынешняя структура управления экономикой и обществом, сложившаяся в ходе построения «вертикали власти», генерирует стимулы к оппортунистическому поведению среди представителей «нового бизнеса» и «новой бюрократии», ориентируя их на стратегии перераспределения вместо производительной (продуктивной) деятельности.

Изменение этой системы — не вопрос «политической воли» одного человека или приближенной к нему узкой группы (в лице «Политбюро № 2»). Это вопрос готовности (и способности) представителей нынешней российской элиты договориться о формировании системы правил, которые будут соблюдаться ими самими и не будут мешать долгосрочным целям развития экономики и общества.


При этом весьма традиционные для России попытки «силовых решений» сегодня не только означают растрату ограниченных ресурсов, но и чреваты запуском процесса «взаимного уничтожения» для нынешней элиты. Работающие договоренности о новых правилах игры могут возникать только из диалога с участием организованных групп, представляющих интересы ключевых «стейкхолдеров».

А условием для создания «правильных стимулов» внутри государственного аппарата является политическая конкуренция и давление со стороны сильного гражданского общества.

Рекомендую на это тему почитать доклад от ВШЭ, написанный еще год назад - Доклад