25 марта 2014 slon.ru
Например, цена на бензин, который продолжает дорожать. В Москве за вторую неделю марта рост розничных цен на топливо составил 0,7%, а, скажем, в Нижнем Новгороде – 1,6%. Правда, в этом эксперты в основном склонны винить инфляцию и подорожавший доллар, но также не забывают и о действующем с февраля налоговом маневре.
Суть маневра заключается в том, что каждый год одновременно понижается экспортная пошлина на сырую нефть и повышается налог на добычу полезных ископаемых. Иными словами, все компании, что добывают нефть в России, будут платить в российский бюджет больше (в этом году базовая ставка НДПИ составляет 493 рубля за тонну, а в 2015 году – 530 рублей за тонну), а экспортеры будут платить меньше (на 2014 год предусмотрена предельная экспортная пошлина в размере 59%, на 2015 год – 57%). Естественно, что это уже приводит к увеличению цен на бензин внутри страны, ведь теперь вся добываемая в России нефть облагается большим налогом.
Власти собираются провести маневр еще более радикально – сильнее понизить пошлину и повысить НДПИ. С чем это связано? Ведь очевидно, что увеличение цен на бензин больно ударит по карману автолюбителей. Дело в том, что правительство просто будет вынуждено понизить экспортную пошлину: в 2015 году заканчивается соглашение со странами Таможенного союза, которое ограничивает экспортные пошлины в этих странах на сырую нефть в обмен на финансовую помощь со стороны России ($6,5–$10 млрд ежегодно). Так, после снятия ограничений в Казахстане экспортная пошлина может стать меньше российской в четыре раза и составить около $80 за тонну. Естественно, что многие нефтяные компании начнут продавать нефть на экспорт через «дочек» в Казахстане и Белоруссии (где вообще нет добычи нефти), и правительство РФ ничего с этим поделать не сможет, ведь мы теперь союзные республики – таможен между нами нет, экспортируй откуда хочешь.
Остается вести борьбу экономическими мерами. Сейчас пошлина в России составляет около $320 за тонну, а ее придется снизить на $240 – до казахстанского уровня. Чтобы при таком колоссальном падении пошлины не снизились доходы бюджета, придется поднять НДПИ. Добычей нефти занимаются крупные госкомпании, так что опасений, что они не заплатят повышенный НДПИ, нет.
Проблема – в простых автомобилистах, которые рассердятся, когда из-за НДПИ поднимутся цены на топливо. Высшая школа экономики (ВШЭ) в своем новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе» рассчитала, что при снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть на 1 процентный пункт (то есть, например, с 60% до 59%) НДПИ приходится увеличивать настолько, что розничная цена бензина растет на 350 рублей за тонну или на 26 копеек за литр бензина. Расчеты верны при цене нефти $110 за баррель и обменном курсе 36,2 рубля за доллар.
Таким образом, даже при действующих параметрах налогового маневра бензин подорожает на 52 копейки за литр к концу года. К этому может прибавиться подорожание из-за изменения курса доллара, роста цены на нефть и так далее. А если еще и снизить пошлину до казахстанского уровня, то каждый литр топлива может стать дороже на десяток рублей.
Впрочем, есть лазейка. Можно полностью обнулить акцизы на бензин. В результате дорожные фонды, которые наполняются этими акцизами, не досчитаются 70% поступлений. Строить дороги будет не на что. Зато обнуление акцизов компенсирует $80 (по оценкам ВШЭ) из $240 снижения пошлины. Однако снижение на оставшиеся $160 (или 28 п.п. по оценке Slon) останется некомпенсированным. Получается, что литр бензина должен подорожать на 7,28 рубля. Это и есть цена существования Таможенного союза (который некоторые ученые считают невыгодной экономически реализацией имперских амбиций России).
Учитывая, что средний российский автолюбитель проезжает в год 22 тысячи км, и приняв средний расход бензина за 10 л/100 км, мы получаем, что российский автомобилист уже в следующем году будет оставлять на заправке каждый месяц 1335 рублей за существование Таможенного союза сверх цены бензина, которая сейчас находится где-то в районе 30 рублей за литр.
Конечно, у властей есть различные варианты – например, дорожные фонды можно наполнить из госбюджета, субсидировать цены на топливо или продлить соглашение со странами ТС о пошлинах, заплатив им $40 млрд («непосильная ноша» для бюджета, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова). В любом случае за имперские амбиции нам придется заплатить – если не напрямую на заправке, то опосредованным образом через госбюджет.
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Суть маневра заключается в том, что каждый год одновременно понижается экспортная пошлина на сырую нефть и повышается налог на добычу полезных ископаемых. Иными словами, все компании, что добывают нефть в России, будут платить в российский бюджет больше (в этом году базовая ставка НДПИ составляет 493 рубля за тонну, а в 2015 году – 530 рублей за тонну), а экспортеры будут платить меньше (на 2014 год предусмотрена предельная экспортная пошлина в размере 59%, на 2015 год – 57%). Естественно, что это уже приводит к увеличению цен на бензин внутри страны, ведь теперь вся добываемая в России нефть облагается большим налогом.
Власти собираются провести маневр еще более радикально – сильнее понизить пошлину и повысить НДПИ. С чем это связано? Ведь очевидно, что увеличение цен на бензин больно ударит по карману автолюбителей. Дело в том, что правительство просто будет вынуждено понизить экспортную пошлину: в 2015 году заканчивается соглашение со странами Таможенного союза, которое ограничивает экспортные пошлины в этих странах на сырую нефть в обмен на финансовую помощь со стороны России ($6,5–$10 млрд ежегодно). Так, после снятия ограничений в Казахстане экспортная пошлина может стать меньше российской в четыре раза и составить около $80 за тонну. Естественно, что многие нефтяные компании начнут продавать нефть на экспорт через «дочек» в Казахстане и Белоруссии (где вообще нет добычи нефти), и правительство РФ ничего с этим поделать не сможет, ведь мы теперь союзные республики – таможен между нами нет, экспортируй откуда хочешь.
Остается вести борьбу экономическими мерами. Сейчас пошлина в России составляет около $320 за тонну, а ее придется снизить на $240 – до казахстанского уровня. Чтобы при таком колоссальном падении пошлины не снизились доходы бюджета, придется поднять НДПИ. Добычей нефти занимаются крупные госкомпании, так что опасений, что они не заплатят повышенный НДПИ, нет.
Проблема – в простых автомобилистах, которые рассердятся, когда из-за НДПИ поднимутся цены на топливо. Высшая школа экономики (ВШЭ) в своем новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе» рассчитала, что при снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть на 1 процентный пункт (то есть, например, с 60% до 59%) НДПИ приходится увеличивать настолько, что розничная цена бензина растет на 350 рублей за тонну или на 26 копеек за литр бензина. Расчеты верны при цене нефти $110 за баррель и обменном курсе 36,2 рубля за доллар.
Таким образом, даже при действующих параметрах налогового маневра бензин подорожает на 52 копейки за литр к концу года. К этому может прибавиться подорожание из-за изменения курса доллара, роста цены на нефть и так далее. А если еще и снизить пошлину до казахстанского уровня, то каждый литр топлива может стать дороже на десяток рублей.
Впрочем, есть лазейка. Можно полностью обнулить акцизы на бензин. В результате дорожные фонды, которые наполняются этими акцизами, не досчитаются 70% поступлений. Строить дороги будет не на что. Зато обнуление акцизов компенсирует $80 (по оценкам ВШЭ) из $240 снижения пошлины. Однако снижение на оставшиеся $160 (или 28 п.п. по оценке Slon) останется некомпенсированным. Получается, что литр бензина должен подорожать на 7,28 рубля. Это и есть цена существования Таможенного союза (который некоторые ученые считают невыгодной экономически реализацией имперских амбиций России).
Учитывая, что средний российский автолюбитель проезжает в год 22 тысячи км, и приняв средний расход бензина за 10 л/100 км, мы получаем, что российский автомобилист уже в следующем году будет оставлять на заправке каждый месяц 1335 рублей за существование Таможенного союза сверх цены бензина, которая сейчас находится где-то в районе 30 рублей за литр.
Конечно, у властей есть различные варианты – например, дорожные фонды можно наполнить из госбюджета, субсидировать цены на топливо или продлить соглашение со странами ТС о пошлинах, заплатив им $40 млрд («непосильная ноша» для бюджета, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова). В любом случае за имперские амбиции нам придется заплатить – если не напрямую на заправке, то опосредованным образом через госбюджет.
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу