Китай приводит в движение мировую экономику
Китай в этом году впервые в истории сместил Соединенные Штаты с трона основного двигателя мировой экономики, который США занимали долгое время, затмив своими 11% роста показатели США в 2%, сообщается в прогнозе Международного валютного фонда на 2007 год, опубликованном вчера.
Рост Китая, которому способствует бурно процветающее строительство внутри страны и развитие производства, наряду с растущим экспортом, увеличивался даже тогда, когда рост США упал в первом квартале под весом глубокого жилищного кризиса. На долю Китая, как ожидается, в этом году придется увесистых 5,2% от мирового роста экономики, сообщил МВФ.
Соединенные Штаты - четверть мировой экономики и самый богатый потребительский рынок мира - в течение многих десятилетий доминировали в сфере роста мировой экономики. Однако вот уже много лет выход на сцену Китая с его стремлением создавать и экспортировать товары по всему миру предвещал его гигантское влияние на мировые рынки сырьевых товаров, где благодаря этому государству цены на сырье, от нефти до меди, достигли рекордных показателей.
"В этом году впервые - из-за ожидаемого сильного роста и ввиду снижения роста в США - Китай займет первое место по вкладу в мировой рост экономики, измеряемому по биржевым курсам рынков", - сказал Чарлз Коллинз, заместитель главы отдела расследований ВМФ.
На долю Китая придется четверть от годового роста мировой экономки и, как сказал Коллинз, "если сложить вместе Китай и Индию, получится, что более половины мирового экономического роста исходит от стран с развивающейся рыночной экономикой".
Хотя МВФ ожидает, что рост США снова достигнет уровня выше 3% во втором квартале, он предсказывает, что распространение жилищных и кредитных проблем снова вернет страну к уровню 2% к концу года. По контрасту с прошлыми годами экономисты предполагают, что экспорт на быстро развивающиеся международные рынки внесет важный вклад в экономический рост США в этом году, в то время как потребительские расходы на импорт снижаются. Эта тенденция может помочь справиться с огромным национальным дефицитом в торговле с Китаем и другими странами.
Во-первых, ненасытный аппетит Китая к сырью и огромная роль этого государства на мировых экспортных рынках обеспечила ему ключевую позицию в качестве локомотива для других стран, таких различных и далеких друг от друга, как Новая Зеландия и Саудовская Аравия. В свою очередь, поток прибыли таких богатых ресурсами стран, как Россия, способствуют росту потребления и строительства на бурно развивающихся внутренних рынках.
Больший рост в Европе и Японии также способствует оздоровлению мировой экономики в этом году. Многие экономисты приписывают происходящее здесь улучшение, как и улучшения в развивающихся странах типа России и Бразилии, успешному перениманию экономических методов в стиле США - низких налогов, менее регулируемого рынка труда и стабильного финансового режима.
Китай также выигрывает от внедрения экономических реформ за счет вступления в ВТО.
"Сейчас установилась хорошая мировая экономика. Это достойно внимания, - сказал Джон Тейлор, ученый из Института Гувера Стэнфордского университета и бывший сотрудник министерства финансов. - В 1990-х мировые кризисы следовали один за другим, но с 2002 года не было ни одного".
Установление стабильной политики с низким уровнем инфляции в Бразилии, Мексике, ЮАР и Турции и введение низких фиксированных налогов в России и некоторых странах Восточной Европы в 1990-х обеспечивают крупные дивиденды, причем значительный рост помогает вывести США из экономического спада.
После нескольких лет, когда США и МВФ проповедовали преимущества правильной экономической политики, "страны всего мира следуют их методам", говорит он, что приводит к снижению инфляции и процентных ставок и способствует здоровому росту.
Наиболее впечатляет то, как здраво управляемые экономические системы стран Латинской Амрики, таких как Бразилия, Мексика и Чили, сопротивляются призывам президента Венесуэлы Уго Чавеса вернуться к популистским социалистическим политическим мерам, которые сдерживали рост Латинской Америки и приводили к гиперинфляции в прошлом, говорит он.
"Я не наблюдаю никакого энтузиазма по отношению к нему со стороны других стран Латинской Америки, если не считать мелких стран наподобие Боливии", - говорит он. И это несмотря на нефтяные субсидии, которыми Чавес щедро одаряет регион в попытке заручиться союзниками.
"Перемены, которые мы наблюдаем, начались в США в 1980-х и распространились на другие страны в 1990-х, - говорит он. - Сейчас у нас более сбалансированный рост, и глобализация вызывает больше взаимосвязей. Богатство распространяется повсюду".
Хотя Китай осуществил некоторые экономические финансовые реформы, он сопротивляется призывам МВФ реформировать свой фиксированный валютный курс, который, по мнению экономистов, искусственно удерживает юань ниже доллара. Результатом этого стал беспрецедентный торговый дефицит США. Коллинз говорит, что искажение валютного курса также приводит к тому, что экономика Китая выглядит более скромно, чем есть на самом деле, маскируя влияние этого азиатского гиганта, оказываемое им на мировую экономику вот уже несколько лет.
В условиях более благоприятных экономических режимов такие страны, как Китай и Индия, население которых превышает миллиард человек в каждой, потенциально способны на всплеск роста, быстро обойдя США с 300-миллионным населением.
Несмотря на то, что крупные сегменты экономики Китая остаются очень бедными и недостаточно развитыми, он движется к тому, чтобы превзойти объемы экономики США в течение нескольких лет, а стремительное появление развивающегося среднего класса в России и Индии позволяет им не сильно отставать от Китая.
"Эстафета мирового потребления в целом переходит от развитых стран, в частности, США, к развивающимся странам", - говорит Джозеф Кинлан, главный специалист по стратегиям из банка Bank of America.
"Потребление больше не является прерогативой США. Поход в торговый центр в субботу вечером теперь такое же обычное времяпрепровождение в Бангкоке и Сан-Паоло, как раньше было в Бостоне и Сан-Антонио".
InoPressa.ru