31 мая 2014 InoPressa
Прошлый опыт предполагает, что увеличение благосостояния домохозяйств на каждые 100 долларов ведет к постепенному увеличению потребительских расходов, пока уровень расходов не увеличится примерно на 4 доллара. Отсюда следует, что прирост благосостояния на 10 триллионов долларов повысит годовой уровень потребительских расходов где-то на 400 миллиардов долларов или почти на 2.5% от ВВП. Даже если в 2014 г. рост достигнет половины от данного показателя, этого будет достаточно для ускорения совокупных темпов роста ВВП на один процентный пункт. Согласно данным, уже происходит существенное увеличение потребления. Реальные расходы на личное потребление увеличивались со скоростью 3% с четвертого квартала 2013 г. до первого квартала этого года. В первом квартале ежемесячный рост реальных потребительских расходов ускорился с 0.1% в январе до 0.4% в феврале и 0.7% в марте. Это быстрее ежемесячного роста реальных чистых личных доходов на 0.3% за этот же период, что отражает значение благосостояния для роста доходов.
Еще один признак той роли, которую играет благосостояние в обеспечении роста потребительских расходов – уменьшение размера сбережений домохозяйств. Совокупные сбережения домохозяйств по отношению к чистому доходу сократились примерно с 6% в 2011 и 2012 г. всего до 3.8% в предыдущем квартале. Жилищный сектор отреагировал на рост благосостояния началом строительства новых домов. Число новых строящихся домов и стоимость жилищного строительства упали после того, как объявление ФРС об отказе от количественного ослабления привело к повышению процентных ставок по ипотекам. Однако положение улучшилось, и в апреле строительство новых домов увеличилось на 26% в годовом выражении. Также в последнее время быстрее стали увеличиваться продажи как нового, так и вторичного жилья.
Увеличение потребительских расходов и инвестиций в жилищное строительство спровоцировало спрос на рабочую силу, что привело к росту занятости по данным платежных ведомостей в апреле на 288000, по сравнению с ежемесячным средним показателем менее 200000 в начале года. Если так будет продолжаться, то темпы роста доходов и расходов домохозяйств будут ускоряться. Благоприятный эффект роста благосостояния домохозяйств усиливается в этом году за счет улучшения состояния бюджета. Развитие экономики в 2013 г. сдерживалось из-за повышения налогов, уменьшения государственных расходов в ходе процесса сокращения бюджета, временного прекращения работы правительства и возможного дальнейшего сокращения государственных расходов после установления порога долга. Несмотря на возможное увеличение дефицита и государственного долга в долгосрочной перспективе, принятие американским Конгрессом двухлетнего соглашения о бюджете означает, что в 2014 или 2015 г. экономика не будет подвержена таким негативным финансовым потрясениям.
В последующие два года ФРС придется решить основные трудности, стоящие перед экономикой. При этом ФРС должна контролировать инфляционное давление, которое может возникнуть, если коммерческие банки отреагируют на выздоровление экономики увеличением объемов кредитования компаний и домохозяйств. Коммерческие банки имеют большое количество ликвидности в виде избыточных резервных вкладов в ФРС, что может превратить инфляционное кредитование в серьезный риск. Сейчас банки вполне довольны хранением этих средств в ФРС, что приносит около 0.25%, благодаря нулевым рискам, полной ликвидности и отсутствию требований к капиталу. Альтернатива – коммерческое кредитование по относительно низким процентным ставкам при меньшей ликвидности, бóльших рисках и необходимости предоставить капитал.
Но наступит время, когда банки захотят использовать свои избыточные резервы для более прибыльного кредитования. Тогда ФРС придется повысить процентную ставку, которую она платит по избыточным резервам, для ограничения объемов тех резервов, которые коммерческие банки могут вывести с целью дополнительного кредитования или вкладов. Будет нелегко сохранить равновесие. В случае незначительного повышения процентной ставки банки будут использовать больше резервов для поддержки кредитования, что приведет к росту инфляции. При этом сильное увеличение процентной ставки ограничит экономическую активность и, возможно, сведет рост на нет.
Сейчас ситуация отличается от традиционного сценария, по которому ФРС контролировала использование резервов банками, регулируя ставку по федеральным фондам (ставка, по которой банки выдают свои резервы другим банкам в кредит). Принципиальная разница в том, что ФРС теперь придется платить проценты почти по 2,5 триллионам долларов избыточных активов, которые находятся у нее на хранении. Сейчас американская экономика находится на пути к росту. Но сохранение этих позиций – основная задача для ФРС в будущем году.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу