23 июня 2014 Однако
Сидели на трубе
В середине июня кабинет министров Украины разработал и подал в Раду законопроект, согласно которому компаниям из ЕС и США разрешается участвовать в управлении газотранспортной системой страны (включая подземные хранилища газа) — на срочной платной основе. Речь, подчеркнём, не идёт о передаче «трубы» в собственность иностранцам. В таком случае покупателя можно было бы обязать провести на свои деньги модернизацию мощностей. Операторская функция таких обязательств не накладывает. Зато оператор будет платить Украине какие-никакие, но деньги. И вдруг на фоне разработки такого хитрого плана происходит взрыв. Второй — с мая.
Беспокойство «Нафтогаза» в сложившихся обстоятельствах вполне понятно. С одной стороны, правительство хочет денег от западных компаний, а с другой, происходит слишком заметная авария, да ещё «Газпром» считает украинскую ГТС ненадёжной и прогнозирует грядущие отказы. Конечно, в этой ситуации логично было бы обнародовать объём проведённых ремонтов, реконструкций и модернизаций газотранспортной сети. Хорошо бы в погонных метрах, но можно и в денежном выражении. Но «Нафтогаз» решил выступить в стиле «сам дурак», опубликовав на своём сайте комментарий «Украинская газотранспортная система почти в 8 раз надёжнее, чем российская». Мы разберём его подробней ниже.
Интересно, что годовые отчёты «Нафтогаза», доступные на его сайте, кокетливо заканчиваются 2011 годом. Как, кстати, и новости о планах по модернизации и реконструкции газотранспортной сети с привлечением иностранных инвесторов. Только «Укртрансгаз» озаботился тем, чтобы предоставить общественности актуальную информацию. Судя по этой информации, головная компания не зря старается избегать публикации своей отчётности. К примеру, чистая прибыль газотранспортной дочки «Нафтогаза» в первом квартале 2014 года оказалась в пять раз меньше, чем за аналогичный период годом ранее, — 210,7 млн гривен (1,09 млрд гривен в 2013-м). Даже если не учитывать падение курса гривны в первом квартале текущего года, снижение прибыли выглядит впечатляюще.
А ведь ещё три-четыре года назад «Укртрансгаз» заявлял об увеличении объёмов финансирования в реконструкцию ГТС. Так, в 2011 году на эти цели планировалось направить 3,1 млрд гривен (примерно 387 млн долларов). При суммарной протяжённости системы в 35,71 тыс. км это, скажем прямо, не очень много. По мнению проводивших соответствующее исследование экспертов Mott MacDonald, требовалось минимум в 1,8 раза больше (4,8 млрд долларов за 7 лет).
Интересно, кстати, что в 1990 году протяжённость украинской ГТС составляла около 30 тыс. км, сейчас 35,71 тыс. км. А вот протяжённость российской в 2007 году составляла 156,3 тыс. км, а к настоящему моменту достигла порядка 169 тыс. км. Кстати, с августа отечественная ГТС начнёт прирастать ещё на 3,8 тыс. км, когда будет сварен первый стык «Силы Сибири».
Самая надёжная труба!
Но так как выступить конструктивно «Нафтогаз» не захотел, нам с вами приходится рассматривать то, что есть. Рассматривать и удивляться. К примеру, обиженная заявлением российских коллег о ненадёжности их ГТС украинская компания пишет, что «подсчитывалось количество нештатных ситуаций в обеих странах на тысячу километров магистралей в течение 1996–2014 годов». Но если мы посмотрим на иллюстрацию с графиками, которая приводится тут же в тексте, то увидим, что данные по «Газпрому» обрываются в 2010 году. Притом, если у «Укртрансгаза» аварийность находится на стабильно низком уровне, то тонкая красная нить «газпромовского» графика неудержимо рвётся ввысь — за 14 лет аварийность выросла почти в два раза. Впрочем, источник данных вызывает множество вопросов, главный из которых: что это за источник? В тексте утверждается, что использовались собственные данные «Укртрансгаза» и данные, опубликованные «Газпромом». Где опубликованные? Открываем свежий годовой отчёт «Газпрома» на странице 86, смотрим количество инцидентов и аварий на опасных производственных объектах за период 2004–2013 годов. Количество инцидентов снизилось в 4 раза, аварий — в 3. Листаем назад, до 49 страницы, ищем количество технических отказов на магистральных газопроводах. Данные с 2002 по 2013 годы. Количество технических отказов снизилось с 32 до 8, то есть до 0,05 на 1 тыс. км (в 2012-м — 0,09). Ещё раз смотрим на данные украинской стороны — их показатели скачут от 0,03 до 0,06. Может быть, под «авариями» они понимали что-то другое? Неизвестно. Остаётся только гадать.
Впрочем, сама постановка вопроса не может не вызвать удивления. Допустим, российская ГТС более аварийна, чем украинская. Поверим «Нафтогазу». Кроме этого, проигнорируем дополнительные факторы: что плотность газотранспортной сети на территории Украины выше, количество резервных мощностей больше, что ГТС может работать с низким давлением, а объёмы прокачки (то есть нагрузка) меньше и снижаются (в первом квартале 2014 года транзит сократился на 8,3% по сравнению с первым кварталом 2013 года — до 18,6 млрд куб. м). Проигнорируем комментарий «Нафтогаза»: «сравнительно более высокая надёжность украинских газопроводов обусловлена постоянной работой Компании над совершенствованием систем безопасности газотранспортной системы с применением лучшего мирового опыта». Объяснение пустое, вместо него должны были быть указаны объёмы денежных вложений в ремонт и реконструкцию, а также объёмы выполненных работ. «Мировой опыт» — это ни о чём. Проигнорируем это всё. Но зададим один вопрос: «И что?»
Правда: и что? Россия не бегает по миру в поисках кредиторов для модернизации своих газотранспортных мощностей. Она не просит западных партнёров взять эти мощности в управление. Не нуждается отчаянно в деньгах за транзит газа. А Украина бегает, просит, нуждается. И по какой-то совершенно необъяснимой причине кредиторы не спешат выделять деньги под модернизацию супернадёжного актива. Кстати, о надёжности.
«Мировой опыт» вместо денег
Председатель Полтавской областной государственной администрации Виктор Бугайчук заявил, что участок, на котором произошёл взрыв, был в аварийном состоянии. По его словам, в таком состоянии он был уже два года, но деньги на ремонт «Нафтогаз» выделять отказался. Это к вопросу о «мировом опыте» и «совершенствовании систем безопасности». Как-то слабо это согласуется с официальной позицией «Нафтогаза».
Чуть более месяца назад произошли утечка газа и взрыв в Ивано-Франковской области. Обратим внимание — всё на том же украинском участке газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. По странному стечению обстоятельств именно этот магистральный газопровод уже несколько лет считается приоритетным для начала полномасштабной реконструкции. Так как изношен сильнее, чем «Союз», «Прогресс» и пр. Реконструкцию намеревались начать несколько лет назад, да не договорились с иностранными кредиторами. Новее газопровод с тех пор не стал. И сколько ты ни говори, что ГТС супернадёжна, да все видят, что у тебя вторая крупная авария за месяц. И денег вложить в реконструкцию этого добра надо то ли 2,5 млрд долларов, то ли более 10 млрд евро. Хотя, конечно, объявить об усилении охраны из-за террористической угрозы дешевле, проще и выгоднее с точки зрения мотивации аудитории.
Единственная ценность украинской «трубы» — транзит. В 2013 году «Газпром» прокачал через Украину примерно 50% экспортного газа — 86 млрд куб. м. А ведь парой лет ранее он прокачивал 70%. Кстати, в 2014 году российский концерн планирует прокачать через Украину только 70 млрд куб. м газа. Напомним, что пропускная способность украинской ГТС в страны Евросоюза составляет 141 млрд куб. м. Снижение нагрузок пойдёт «трубе» на пользу. Если что-то ещё случится, всегда можно будет направить газ по обходному маршруту.
В конце необходимо сказать слова благодарности специалистам «Нафтогаза», которые в условиях недофинансирования, в отсутствии внятных планов развития ГТС и чётких перспектив украинской «трубы» всё-таки остаются профессионалами и обеспечивают работоспособность газотранспортной системы.
Что же касается реконструкции и модернизации украинской ГТС, то передача в управление, которую предлагают западным компаниям, вовсе не означает вложение денег в «трубу». Деньги вкладывает собственник. Которым так и останется украинское государство. И сколько ещё проработает газотранспортная система, в которую вместо денег вкладывают «мировой опыт», — неизвестно.
В середине июня кабинет министров Украины разработал и подал в Раду законопроект, согласно которому компаниям из ЕС и США разрешается участвовать в управлении газотранспортной системой страны (включая подземные хранилища газа) — на срочной платной основе. Речь, подчеркнём, не идёт о передаче «трубы» в собственность иностранцам. В таком случае покупателя можно было бы обязать провести на свои деньги модернизацию мощностей. Операторская функция таких обязательств не накладывает. Зато оператор будет платить Украине какие-никакие, но деньги. И вдруг на фоне разработки такого хитрого плана происходит взрыв. Второй — с мая.
Беспокойство «Нафтогаза» в сложившихся обстоятельствах вполне понятно. С одной стороны, правительство хочет денег от западных компаний, а с другой, происходит слишком заметная авария, да ещё «Газпром» считает украинскую ГТС ненадёжной и прогнозирует грядущие отказы. Конечно, в этой ситуации логично было бы обнародовать объём проведённых ремонтов, реконструкций и модернизаций газотранспортной сети. Хорошо бы в погонных метрах, но можно и в денежном выражении. Но «Нафтогаз» решил выступить в стиле «сам дурак», опубликовав на своём сайте комментарий «Украинская газотранспортная система почти в 8 раз надёжнее, чем российская». Мы разберём его подробней ниже.
Интересно, что годовые отчёты «Нафтогаза», доступные на его сайте, кокетливо заканчиваются 2011 годом. Как, кстати, и новости о планах по модернизации и реконструкции газотранспортной сети с привлечением иностранных инвесторов. Только «Укртрансгаз» озаботился тем, чтобы предоставить общественности актуальную информацию. Судя по этой информации, головная компания не зря старается избегать публикации своей отчётности. К примеру, чистая прибыль газотранспортной дочки «Нафтогаза» в первом квартале 2014 года оказалась в пять раз меньше, чем за аналогичный период годом ранее, — 210,7 млн гривен (1,09 млрд гривен в 2013-м). Даже если не учитывать падение курса гривны в первом квартале текущего года, снижение прибыли выглядит впечатляюще.
А ведь ещё три-четыре года назад «Укртрансгаз» заявлял об увеличении объёмов финансирования в реконструкцию ГТС. Так, в 2011 году на эти цели планировалось направить 3,1 млрд гривен (примерно 387 млн долларов). При суммарной протяжённости системы в 35,71 тыс. км это, скажем прямо, не очень много. По мнению проводивших соответствующее исследование экспертов Mott MacDonald, требовалось минимум в 1,8 раза больше (4,8 млрд долларов за 7 лет).
Интересно, кстати, что в 1990 году протяжённость украинской ГТС составляла около 30 тыс. км, сейчас 35,71 тыс. км. А вот протяжённость российской в 2007 году составляла 156,3 тыс. км, а к настоящему моменту достигла порядка 169 тыс. км. Кстати, с августа отечественная ГТС начнёт прирастать ещё на 3,8 тыс. км, когда будет сварен первый стык «Силы Сибири».
Самая надёжная труба!
Но так как выступить конструктивно «Нафтогаз» не захотел, нам с вами приходится рассматривать то, что есть. Рассматривать и удивляться. К примеру, обиженная заявлением российских коллег о ненадёжности их ГТС украинская компания пишет, что «подсчитывалось количество нештатных ситуаций в обеих странах на тысячу километров магистралей в течение 1996–2014 годов». Но если мы посмотрим на иллюстрацию с графиками, которая приводится тут же в тексте, то увидим, что данные по «Газпрому» обрываются в 2010 году. Притом, если у «Укртрансгаза» аварийность находится на стабильно низком уровне, то тонкая красная нить «газпромовского» графика неудержимо рвётся ввысь — за 14 лет аварийность выросла почти в два раза. Впрочем, источник данных вызывает множество вопросов, главный из которых: что это за источник? В тексте утверждается, что использовались собственные данные «Укртрансгаза» и данные, опубликованные «Газпромом». Где опубликованные? Открываем свежий годовой отчёт «Газпрома» на странице 86, смотрим количество инцидентов и аварий на опасных производственных объектах за период 2004–2013 годов. Количество инцидентов снизилось в 4 раза, аварий — в 3. Листаем назад, до 49 страницы, ищем количество технических отказов на магистральных газопроводах. Данные с 2002 по 2013 годы. Количество технических отказов снизилось с 32 до 8, то есть до 0,05 на 1 тыс. км (в 2012-м — 0,09). Ещё раз смотрим на данные украинской стороны — их показатели скачут от 0,03 до 0,06. Может быть, под «авариями» они понимали что-то другое? Неизвестно. Остаётся только гадать.
Впрочем, сама постановка вопроса не может не вызвать удивления. Допустим, российская ГТС более аварийна, чем украинская. Поверим «Нафтогазу». Кроме этого, проигнорируем дополнительные факторы: что плотность газотранспортной сети на территории Украины выше, количество резервных мощностей больше, что ГТС может работать с низким давлением, а объёмы прокачки (то есть нагрузка) меньше и снижаются (в первом квартале 2014 года транзит сократился на 8,3% по сравнению с первым кварталом 2013 года — до 18,6 млрд куб. м). Проигнорируем комментарий «Нафтогаза»: «сравнительно более высокая надёжность украинских газопроводов обусловлена постоянной работой Компании над совершенствованием систем безопасности газотранспортной системы с применением лучшего мирового опыта». Объяснение пустое, вместо него должны были быть указаны объёмы денежных вложений в ремонт и реконструкцию, а также объёмы выполненных работ. «Мировой опыт» — это ни о чём. Проигнорируем это всё. Но зададим один вопрос: «И что?»
Правда: и что? Россия не бегает по миру в поисках кредиторов для модернизации своих газотранспортных мощностей. Она не просит западных партнёров взять эти мощности в управление. Не нуждается отчаянно в деньгах за транзит газа. А Украина бегает, просит, нуждается. И по какой-то совершенно необъяснимой причине кредиторы не спешат выделять деньги под модернизацию супернадёжного актива. Кстати, о надёжности.
«Мировой опыт» вместо денег
Председатель Полтавской областной государственной администрации Виктор Бугайчук заявил, что участок, на котором произошёл взрыв, был в аварийном состоянии. По его словам, в таком состоянии он был уже два года, но деньги на ремонт «Нафтогаз» выделять отказался. Это к вопросу о «мировом опыте» и «совершенствовании систем безопасности». Как-то слабо это согласуется с официальной позицией «Нафтогаза».
Чуть более месяца назад произошли утечка газа и взрыв в Ивано-Франковской области. Обратим внимание — всё на том же украинском участке газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. По странному стечению обстоятельств именно этот магистральный газопровод уже несколько лет считается приоритетным для начала полномасштабной реконструкции. Так как изношен сильнее, чем «Союз», «Прогресс» и пр. Реконструкцию намеревались начать несколько лет назад, да не договорились с иностранными кредиторами. Новее газопровод с тех пор не стал. И сколько ты ни говори, что ГТС супернадёжна, да все видят, что у тебя вторая крупная авария за месяц. И денег вложить в реконструкцию этого добра надо то ли 2,5 млрд долларов, то ли более 10 млрд евро. Хотя, конечно, объявить об усилении охраны из-за террористической угрозы дешевле, проще и выгоднее с точки зрения мотивации аудитории.
Единственная ценность украинской «трубы» — транзит. В 2013 году «Газпром» прокачал через Украину примерно 50% экспортного газа — 86 млрд куб. м. А ведь парой лет ранее он прокачивал 70%. Кстати, в 2014 году российский концерн планирует прокачать через Украину только 70 млрд куб. м газа. Напомним, что пропускная способность украинской ГТС в страны Евросоюза составляет 141 млрд куб. м. Снижение нагрузок пойдёт «трубе» на пользу. Если что-то ещё случится, всегда можно будет направить газ по обходному маршруту.
В конце необходимо сказать слова благодарности специалистам «Нафтогаза», которые в условиях недофинансирования, в отсутствии внятных планов развития ГТС и чётких перспектив украинской «трубы» всё-таки остаются профессионалами и обеспечивают работоспособность газотранспортной системы.
Что же касается реконструкции и модернизации украинской ГТС, то передача в управление, которую предлагают западным компаниям, вовсе не означает вложение денег в «трубу». Деньги вкладывает собственник. Которым так и останется украинское государство. И сколько ещё проработает газотранспортная система, в которую вместо денег вкладывают «мировой опыт», — неизвестно.
http://www.odnako.org/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба