12 июля 2014 Абсолют Банк Фоменко Иван
Футбол в России больше чем футбол - как минимум такие выводы можно сделать после недавних заявлений владельца ФК «Спартак» Леонида Федуна о том, что к 2018 году клуб сможет выйти на IPO. История спорта (или, лучше сказать, мировых финансов) насчитывает не одно публичное размещение акций футбольных клубов, однако в России столь серьезные намерения озвучиваются едва ли не впервые. Что интересного может предложить инвесторам ФК «Спартак» и каковы его перспективы на финансовом поле?
Очевидно, что в текущей ситуации финансовое состояние клуба определяется исключительно финансовым благополучием самого Федуна. Самая свежая публичная отчетность клуба дает представление о финансовом состоянии «Спартака» двухгодичной давности. Реальные доходы клуба за 2012 год (по российским стандартам учета) были примерно на 1,6 млрд рублей меньше расходов. Тогда выручка «Спартака» от реализации товаров и услуг составила 1,2 млрд рублей, а себестоимость этих товаров и услуг была на уровне 2,8 млрд рублей.
При этом клуб показал прибыль по итогам года (1,4 млрд рублей) благодаря «прочим доходам» в 3,2 млрд рублей. Источники этих доходов неизвестны, но можно предположить, что в основном это вливания акционера. Этот бюджет не учитывает расходов на покупку игроков, которые считаются как капитальные затраты. «Спартак» потратил на трансферты 31 млн евро, что ставит его на пятое место по этому показателю в российской Премьер-лиге. Это в конечном итоге существенно повышает расходы.
Сделать качественные выводы из отчетности клуба крайне сложно. Но средний рост выручки за 2007-2012 годы составил 8,24%, тогда как расходы росли на 13,77%. При этом темпы роста выручки за последние три года (2010-2012) повысились до 18%, тогда как рост себестоимости остался почти на уровне 14%. Это значит, что выручка растет быстрее себестоимости, тем самым эффективно сокращается валовый убыток, который по итогам 2012 года составил 1,7 млрд рублей.
Финансовое благополучие клуба зависит и будет зависеть от продвижения бренда «Спартак». Безусловно, сейчас это одно из самых популярных российских футбольных имен. Однако нам кажется, что предстоит проделать еще много маркетинговой работы, для того чтобы оно стало действительно народным и, соответственно, приносило пользу своему владельцу. В частности, нужны вложения в маркетинг, которые позволяли бы привлекать все больше и больше зрителей на стадион. Дополнительным моментом, усиливающим волну интереса к футболу, станет ЧМ-2018.
Строительство стадиона «Открытие Арена» стоимостью 14 млрд рублей позволит поднять популярность команды, поможет увеличить зрительскую телеаудиторию и не только это. Новый стадион должен стать для футбольного клуба значительным источником средств. По словам Федуна, с учетом всех затрат стадион будет давать 600-700 млн рублей чистого денежного потока в год. Кроме того, «Спартак» сможет сэкономить около 200 миллионов рублей в год на аренду стадиона. Получится, что чистый рост доходов клуба составит около 1 млрд рублей в год, говорит Федун. В конце 2016 - начале 2017 года «Спартак» должен запустить универсальный спортивный зал, который будет давать еще 300-400 миллионов рублей выручки, сказал Федун. Такую же сумму, по его планам, будут приносить две гостиницы, построенные к Кубку конфедераций FIFA 2017 года.
В общем, речь идет о том, что основной владелец клуба создает для «Спартака» машинку, которая должна будет генерировать доходы, сопоставимые с его личными ежегодными финансовыми вливаниями - около $50-$80 млн в год. И если клуб будет приносить стабильный доход, можно будет действительно думать об удачном размещении акций.
Появление у «Спартака» собственного стадиона даст возможность привести его бизнес-модель к общемировой практике. Например, одному из сильнейших клубов Германии Borussia Dortmund использование домашнего стадиона Signal Iduna Park для проведения матчей Бундеслиги принесло 25,6 млн евро выручки от продажи билетов в сезоне 2012/2013. Это около 9% всей выручки клуба в 272,4 млн евро (без учета выручки от проведения матчей Лиги чемпионов и других матчей, а также продажи прав на название стадиона). Основную долю выручки клуба при этом занимают рекламные контракты (25%) и продажа прав на трансляцию (32%). Чистая прибыль Borussia Dortmund в этом сезоне составила 53 млн евро.
Говорить о том, насколько «Спартак» будет успешен с финансовой точки зрения, сейчас просто невозможно. Единственное, что можно сказать с уверенностью, - это то, что успех IPO будет полностью зависеть от темпов роста количества болельщиков. Это ключевой источник выручки для клуба - это не только продажи билетов и спортивной атрибутики, но и ресурс для привлечения более выгодных рекламных контрактов.
Список возможных участников IPO достаточно широк: болельщики, портфельные менеджеры, которые купят акции для диверсификации портфеля, инвесторы, знакомые с брендом. Возможное IPO может быть первым своем секторе в России и привлечет инвесторов, которые и не заинтересованы в футболе, но ищут новые идеи.
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311024928_ab_logo_broker_kbc.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter | Публикация рекламной статьи
Очевидно, что в текущей ситуации финансовое состояние клуба определяется исключительно финансовым благополучием самого Федуна. Самая свежая публичная отчетность клуба дает представление о финансовом состоянии «Спартака» двухгодичной давности. Реальные доходы клуба за 2012 год (по российским стандартам учета) были примерно на 1,6 млрд рублей меньше расходов. Тогда выручка «Спартака» от реализации товаров и услуг составила 1,2 млрд рублей, а себестоимость этих товаров и услуг была на уровне 2,8 млрд рублей.
При этом клуб показал прибыль по итогам года (1,4 млрд рублей) благодаря «прочим доходам» в 3,2 млрд рублей. Источники этих доходов неизвестны, но можно предположить, что в основном это вливания акционера. Этот бюджет не учитывает расходов на покупку игроков, которые считаются как капитальные затраты. «Спартак» потратил на трансферты 31 млн евро, что ставит его на пятое место по этому показателю в российской Премьер-лиге. Это в конечном итоге существенно повышает расходы.
Сделать качественные выводы из отчетности клуба крайне сложно. Но средний рост выручки за 2007-2012 годы составил 8,24%, тогда как расходы росли на 13,77%. При этом темпы роста выручки за последние три года (2010-2012) повысились до 18%, тогда как рост себестоимости остался почти на уровне 14%. Это значит, что выручка растет быстрее себестоимости, тем самым эффективно сокращается валовый убыток, который по итогам 2012 года составил 1,7 млрд рублей.
Финансовое благополучие клуба зависит и будет зависеть от продвижения бренда «Спартак». Безусловно, сейчас это одно из самых популярных российских футбольных имен. Однако нам кажется, что предстоит проделать еще много маркетинговой работы, для того чтобы оно стало действительно народным и, соответственно, приносило пользу своему владельцу. В частности, нужны вложения в маркетинг, которые позволяли бы привлекать все больше и больше зрителей на стадион. Дополнительным моментом, усиливающим волну интереса к футболу, станет ЧМ-2018.
Строительство стадиона «Открытие Арена» стоимостью 14 млрд рублей позволит поднять популярность команды, поможет увеличить зрительскую телеаудиторию и не только это. Новый стадион должен стать для футбольного клуба значительным источником средств. По словам Федуна, с учетом всех затрат стадион будет давать 600-700 млн рублей чистого денежного потока в год. Кроме того, «Спартак» сможет сэкономить около 200 миллионов рублей в год на аренду стадиона. Получится, что чистый рост доходов клуба составит около 1 млрд рублей в год, говорит Федун. В конце 2016 - начале 2017 года «Спартак» должен запустить универсальный спортивный зал, который будет давать еще 300-400 миллионов рублей выручки, сказал Федун. Такую же сумму, по его планам, будут приносить две гостиницы, построенные к Кубку конфедераций FIFA 2017 года.
В общем, речь идет о том, что основной владелец клуба создает для «Спартака» машинку, которая должна будет генерировать доходы, сопоставимые с его личными ежегодными финансовыми вливаниями - около $50-$80 млн в год. И если клуб будет приносить стабильный доход, можно будет действительно думать об удачном размещении акций.
Появление у «Спартака» собственного стадиона даст возможность привести его бизнес-модель к общемировой практике. Например, одному из сильнейших клубов Германии Borussia Dortmund использование домашнего стадиона Signal Iduna Park для проведения матчей Бундеслиги принесло 25,6 млн евро выручки от продажи билетов в сезоне 2012/2013. Это около 9% всей выручки клуба в 272,4 млн евро (без учета выручки от проведения матчей Лиги чемпионов и других матчей, а также продажи прав на название стадиона). Основную долю выручки клуба при этом занимают рекламные контракты (25%) и продажа прав на трансляцию (32%). Чистая прибыль Borussia Dortmund в этом сезоне составила 53 млн евро.
Говорить о том, насколько «Спартак» будет успешен с финансовой точки зрения, сейчас просто невозможно. Единственное, что можно сказать с уверенностью, - это то, что успех IPO будет полностью зависеть от темпов роста количества болельщиков. Это ключевой источник выручки для клуба - это не только продажи билетов и спортивной атрибутики, но и ресурс для привлечения более выгодных рекламных контрактов.
Список возможных участников IPO достаточно широк: болельщики, портфельные менеджеры, которые купят акции для диверсификации портфеля, инвесторы, знакомые с брендом. Возможное IPO может быть первым своем секторе в России и привлечет инвесторов, которые и не заинтересованы в футболе, но ищут новые идеи.
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311024928_ab_logo_broker_kbc.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter | Публикация рекламной статьи