Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Столкнутся ли развитые страны с высокой инфляцией? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Столкнутся ли развитые страны с высокой инфляцией?

За последние годы в мировой экономике на первый план вышла проблема дефляции. Развитые страны пытаются сохранять нормальные темпы инфляции – 2%, однако, как свидетельствуют статистические данные, индекс потребительских цен в Европе растет крайне медленными темпами. На этом фоне может сложиться ощущение того, что эпоха высоких темпов инфляции ушла навсегда.
5 сентября 2014
Динамика инфляции в странах еврозоны 2013 год

Как пишет в своей статье Project Syndicate профессор экономики Гарварда Кеннет Рогофф, институциональные нововведения, связанные с центральными банками, создали практически непреодолимые барьеры для высокой инфляции. Но в то же время стоит учитывать, что доверие к центральному банку зависит от макроэкономической среды, в которой он осуществляет свою деятельность.

В первой половине 1990-х гг. годовая инфляция в среднем составляла 40% в Африке, 230% в Латинской Америке и 360% в странах Восточной Европы с переходной экономикой. И в начале 1980-х гг. в странах с развитой экономикой инфляция в среднем составляла 10%. В нынешнем мире идея высокой инфляции кажется настолько отдаленной, что многие аналитики считают ее не более чем "теоретической возможностью".

Они не правы. Независимо от того, сколько бы центральным банкам не хотелось изображать инфляцию, – это результат решений, принимаемых регулятором, - в конечном счете она является производным эффектом социального выбора. И некоторые из тех самых "барьеров", которые помогли сдерживать инфляцию в течение последних двух десятилетий, сейчас начали отступать.

В годы, предшествовавшие финансовому кризису, растущая глобализация и технологические достижения сделали сочетание устойчивого роста и низкой инфляции возможным для центральных банков. Но все было иначе в 1970-х гг., когда стагнация производительности и рост цен на сырье превратили центральные банки в козлов отпущения, а не героев.

В то время монетарные власти работали с старомодными кейнсианскими макроэкономическими моделями, которые поощряли заблуждение о том, что денежно-кредитная политика может бесконечно стимулировать экономику при низкой инфляции и низких процентных ставках. Нынешние центральные банки уже не так наивны, и общественность лучше информирована. Но долгосрочная инфляция в стране по-прежнему остается исходом политического выбора, а не технократического решения. Когда выбор становится все труднее, риск для ценовой стабильности растет.

Быстрый "забег" стран с развивающимися рынками показывает, что инфляция далека от кончины. В докладе World Economic Outlook Международного валютного фонда за апрель 2014 г. можно прочитать, что инфляция в 2013 г. достигла 6,2% в Бразилии, 6,4% в Индонезии, 6,6% во Вьетнаме, 6,8% в России, 7,5% в Турции, 8,5% в Нигерии, 9,5% в Индии, 10,6% в Аргентине и колоссальные 40,7% в Венесуэле. Эти уровни могут быть большим шагом вперед от начала 1990-х гг., но они, конечно, не свидетельствуют о кончине инфляции.

Да, развитые экономики находятся в совершенно ином положении сегодня, но они вряд ли застрахованы. Многие из тех же ученых, которые никогда не предполагали, что страны с развитой экономикой могут сталкиваться с колоссальными финансовыми кризисами, теперь уверены, что страны с развитой экономикой не могут иметь инфляционные кризисы.

Да и где находится черта между развитой экономикой и развивающимся рынком? Еврозону, например, чертой не охватить. Представьте себе, что не было бы никакого евро и южные страны сохранили бы свои собственные валюты – у Италии лира, у Испании песета, у Греции драхма и так далее. Темпы инфляции в этих странах были бы более близки к американским, немецким или бразильским, турецким? Скорее всего, темпы инфляции в этих странах были бы чуть выше, чем в развитых, но ниже, чем в развивающихся.

Публика в южных странах одобрила евро именно потому, что приверженность северных стран к ценовой стабильности дала им валюту с огромным антиинфляционным доверием.

Однако, как выяснилось, евро - это тоже не прогулка по парку. Выигрыш в инфляционном доверии был компенсирован слабым долговым доверием. Если бы у стран европейской периферии были свои собственные валюты, вполне вероятно, что долговые проблемы трансформировались обратно в проблему высокой инфляции.

Нет оснований утверждать, что страны с развитой экономикой, такие как США и Япония, в скором времени столкнутся с высокой инфляцией, хотя ситуация рынке труда США ужесточается и новый председатель ФРС решительно подчеркнул важность максимальной занятости, так что сохраняется небольшой риск высокой инфляции в ближайшем будущем.

Тем не менее в долгосрочной перспективе нет никакой гарантии, что любой центральный банк сможет выдержать различные колебания, такие как продолжающийся медленный рост производительности, высокий уровень долга и давление с целью сократить неравенство через государственные трансферты. Риск будет особенно высоким в случае других крупных потрясений - скажем, общего роста мировых реальных процентных ставок.

Современная система центральных банков творила чудеса, чтобы снизить инфляцию. Однако в конечном счете антиинфляционная политика центрального банка может работать только в контексте макроэкономической и политической базы, которая соответствует ценовой стабильности. Может быть, инфляция и вправду отдыхает, но она вовсе не мертва.