17 сентября 2014 Saxo Bank Казакова Надежда
Санкции больно ударят по нефтяному сектору России
Западно-сибирские нефтяные месторождения быстро истощаются
Интересы Китая сводятся к проектам Восточной Сибири и Дальнего Востока
США настроены бить по самому уязвимому месту российской экономики – её нефтяному сектору. Последний, ещё более жёсткий пакет санкций, введённый США и Европой может нанести серьёзный удар по планам России по разработке её огромных месторождений на арктическом шельфе, а также сланцевых месторождений.
Неожиданную жестокость санкций, которые распространяются на частные и государственные нефтяные и газовые компании, можно рассматривать как ответ на военные действия, которые проводила российская сторона против украинской в начале сентября (согласно статье «Financial Times» от 12 сентября: «В соглашении о перемирии заложены русские хитрости»).
Принятие санкций совпало с падением цен на нефть марки Brent – ниже 100 долларов за баррель – и началом обсуждений в России о задействовании резервного фонда, если цена на нефть Urals упадет до 80 – 90 долларов за баррель. Кроме того, санкции стали причиной падения курса рубля.
Оценка ущерба
Пройдёт какое-то время, прежде чем российский и западный нефтегазовые секторы в полной мере ощутят на себе влияние санкций. В течение следующей пары лет непосредственное влияние на Россию и ее нефтяной сектор может быть мало ощутимым. В среднесрочной же перспективе России придётся потрудиться, чтобы сохранить свой нынешний уровень добычи нефти.
Ускоренное сокращение производства Западно-Сибирской нефти в некоторой степени может быть компенсировано более быстрой разработкой нефтяных площадок Восточной Сибири, финансируемой Пекином. Маловероятно, что Китай будет иметь возможность или желание рисковать, участвуя в проектах, которые находится за пределами их интересов.
Большие запасы – большие проблемы
Россия по-прежнему обладает огромными запасами (93 миллиарда баррелей или около 24 лет добычи при текущих уровнях), а также хорошо развитой инфраструктурой для производства, обработки и экспорта нефти.
Российские доказанные запасы нефти, производство и обеспеченность запасами, 1998-2013
Источник: Статистический обзор мировой энергетики – 2014 от BP
Однако, не всё так просто. Ещё до введения санкций, российский нефтяной сектор имел ряд проблем.
Вот некоторые из них:
• Пять компаний производят большую часть российской нефти, где доля государственной Роснефти составляет почти 50 процентов. Проблемы с капитальными вложениями или же неэффективность инвестиционных решений одной компании может вызвать проблемы для всего сектора.
• Почти полное отсутствие средних и малых независимых производителей нефти и газа, которые в других странах принимают на себя риск в спекулятивных проектах по разведке и откачке в истощенных месторождениях, имея хорошую инфраструктуру, но слабые производственные возможности.
• Теряющий свою былую целостность и плохо оборудованный сектор нефтепромысловых услуг (OFS). Крупные международные нефтепромысловые сервисные компании либо распродали свои российские активы (Weatherford компании Роснефть), либо были вынуждены были сократить и переместить персонал на другие участки (Schlumberger, согласно forbes.com). Российские OFS компании (такие как Eurasia Drilling) поначалу могут оказаться в выигрыше от ухода иностранных конкурентов, но впоследствии им будет проблематично приобретать новое оборудование и получать финансирование.
• Высокие налоги, жёсткие правила лицензирования, государственная монополия на транспортную инфраструктуру.
Все эти структурные проблемы наслаиваются на основную: быстрое истощение запасов нефти в Западной Сибири. Согласно оценкам российского правительства (Стратегиям социально-экономического развития на период до 2030 года), около 77 процентов текущей добычи нефти поступает из крупных освоенных месторождений, в которых нефти осталось на 8-10 лет (величина запасов, поделённая на текущий уровень годовой добычи).
От 35 до 60 процентов запасов относятся к категории трудноизвлекаемых, при этом большинство новых месторождений средних и малых размеров.
Это в свою очередь означает, что темпы снижения добычи на существующих месторождениях увеличиваются, а разрабатывать и осуществлять производство новых месторождений становится только дороже. Проблема, однако, не требует незамедлительного решения: нефтяная отрасль России может сохранить текущий уровень производства в течение двух-трёх лет как минимум.
Тем не менее, сланецевая и шельфовая нефть рассматривались в качестве решения некоторого среднесрочного спада производства: гигантские месторождения сланцевой нефти (около 75 миллиардов баррелей) находятся прямо под существующими площадками с наличием всей инфраструктуры.
Объём шельфовых месторождений также огромен и имеет преимущество в виде отсутствия сухопутных границ. Общий объём запасов шельфовой нефти оценивается в 155 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, и шельфового газа – 120 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента.
Российские шельфовые запасы (в баррелях нефтяного эквивалента)
Источник: www.energystrategy.ru
Намечавшиеся проекты по разработке месторождений могут отложить
Полный запрет на экспорт в Россию специального оборудования для освоения сланцевых, глубоководных и арктических месторождений грозит тем, что огромные нефтяные и газовые ресурсы могут на неопределённое время «задремать». По словам Оксфордского института энергетических исследований, российские запасы сланцевой нефти (также известные как месторождения Баженовской свиты) могли бы стать спасательным кругом для России до того момента, пока производство нефти с арктического шельфа не встало бы на поток.
В то время как частные компании были готовы вложить деньги и свои силы в разработку сланцевых месторождений, государственные компании, такие как Роснефть, стремились заполучить предмет гордости (и крупные месторождения) Арктики. Таким образом, эти проекты могут быть приостановлены на то время, пока отечественные технологии не заменят своих американских и европейских аналогов (что может занять какое-то время).
Китайские инвестиции могут ограничиться Восточной Сибирью
Россия лелеет надежду на инвестиции Китая в национальные проекты, в частности деньги и технологию. На мой взгляд, китайские интересы могут ограничиваться лишь проектами в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которые составят экспортные объёмы в Китай.
Это говорит о том, что именно в тех регионах будет вестись активная разработка и, возможно, за счёт внешних инвестиций и снижения общего объёма нефтяного производства. Во многих смыслах, это близко к тому, что планировало российское правительство для нефтяного сектора (см. ниже).
Российское производство нефти по регионам, 2010-2030 гг. (млн. баррелей в день)
Источник: www.energystrategy.ru.
Примечание: E = оценка; По прогнозам, общие объёмы производства нефти должны остаться в прежних размерах – приблизительно на уровне 10,6-10,7 млн. баррелей/день в 2020-2035 гг.
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу