17 декабря 2014 Архив
Очередной репортаж Bloomberg из России, на этот раз посвященный тому, что после вчерашнего резкого обрушения рубля будут делать крупные западные ритейлеры.
"Как один из 144 миллионов российских потребителей, профессор химии в Курском университете Елена Грехнёва ощущает на собственном кошельке удорожание валюты. Чтобы купить яйца, молочные продукты, куриное мясо и овощи на семью, она тратит теперь 1200 рублей — на 20% больше, чем всего лишь неделю назад.
«Это какой-то сюрреализм: может оказаться, что скоро я буду не в состоянии купить новое пальто или телефон за 50 долларов», — говорит она.
Первая реакция
Расстройство профессора — всего лишь мельчайший штрих, показывающий большую проблему для иностранных компаний, занимающихся бизнесом в России после того, как финансовая паника снизила котировку рубля до рекордно низкого уровня. Компании поднимают цены в попытке возместить снижение ценности продаж, которые происходят за рубли. Ни одна компания не показала еще признаков ухода с российского рынка – разве только Apple остановила сегодня свои онлайн-продажи в российском интернет-магазине, чтобы поднять цену, всего лишь спустя три недели после ноябрьского подъема. Тогда iPhone стал стоить 39990 рублей, и это равнялось приблизительно 847 долларам. После вчерашних событий цена автоматически снизилась примерно до 585$.
То же самое произошло с другими компаниями, пытавшимися догнать рынок. 3 декабря McDonald's повысил цену бигмака на 2,2% (примерно до 94 рублей) — чтобы сегодня зафиксировать прыжок цены с 1,77 до 1,35 доллара. С середины ноября и Renault на 8% поднял цены на автомобили своего бренда в России.
Полки магазина MediaMarkt. 17 декабря, Казань.
Вчера и сегодня в России был шквал покупок товаров народного потребления перед надвигающимся скачком цен. «Есть чувство, что мы летим в пропасть», — говорит Елена Новгородова, менеджер из Москвы. — «Было бы легче, если б рубль упал быстро, как это было в 1998. Я пытаюсь потратить деньги, прежде чем они потеряют свою стоимость».
За последнюю неделю Елена купила приблизительно 30 кг домашней птицы, говядины и свинины, 10 пакетов круп, одежду и обувь для своей дочери на вырост, сделала запас косметики, включая две упаковки духов Chanel.
Цены вырастут
(с) earth-chroniсles.ru
«Ситуация, скорее всего, еще ухудшится перед тем, как начать стабилизироваться», — комментирует ситуацию Сара Боумфри, глава стратегических исследований потребительского поведения в компании Euromonitor International. “Потребители будут вынуждены делать жесткий выбор: цены многих продуктов продолжат круто подниматься. Однако и поднять цены вверх пропорционально росту курсов валют означает потерять этот рынок, а он слишком большой, чтобы покидать его. То есть, плохо придется всем — и потребителям, и поставщикам, которые должны быть готовы к увеличению инвестиций».
Крупнейший ритейлер Германии, Metro AG, сегодня приостановила работу над IPO своей российской сети на неопределенный срок. Олаф Кох, генеральный директор концерна, сказал репортерам, что листинг этого подразделения теперь «практически потерял смысл. Мы не отменили IPO, но прекратили пока работать над ним».
К Apple и McDonald's вынуждены присоединиться и многие другие компании. Так, производитель косметики Oriflame Cosmetics вчера заявила, что существенно увеличит темп и уровень роста цен в России в следующем году. Китайский автомобилестроитель Geely Automobile Holdings начал увеличивать розничную цену на свои машины в России с сегодняшнего дня, но даже учитывая это его прибыль снизится приблизительно на 50% за 2014 год. Pepsi Inc тоже подняла цены в России, где продает молоко, соки, лимонад и массу других продуктов.
Некоторые компании будут закрывать часть своих магазинов в России. Inditex SA, крупнейший в мире ритейлер одежды, закрыл в начале декабря свой флагманский бутик Zara на Тверской улице в Москве. Немецкий ритейлер электроники MediaMarkt, конкурентным преимуществом которого во всем мире были гигантские размеры его магазинов (которые по сути работали в формате кэш-энд-кэрри), теперь испытывает серьезные проблемы именно из-за этих размеров. «Мы уменьшаем торговое пространство во многих наших магазинах», - говорит Анна Трофимова, представительница московского отделения MediaMarkt. Ритейлер, у которого в России открыты 68 магазинов, сосредоточится на расширении электронной сети продаж.
"Все равно его не брошу, потому что он хороший"
По мнению некоторых аналитиков, в нынешней ситуации компании, ведущие в России бизнес, рискуют потерять свои активы по мановению руки российского президента, если он направит на них свое внимание. «У вас нет гарантии, что ваш бизнес останется при вас завтра», - говорит Ребел Коул, преподаватель экономики из Чикагского университета. — «Это — большой риск для компаний». Однако сегодня многие компании, терпящие большие убытки, все равно решают остаться в России и работать на этом рынке.
Gedeon Richter, крупнейший производитель лекарств в Венгрии, говорит, что обвал рубля, конечно же, сильно снизит продажи в четвертом квартале и приведет «к существенным разовым денежным потерям» в этом году. Позже компания переоценит свои товары для продажи в рублях, но уходить с рынка не собирается: Россия обеспечивала 24% продаж фармацевта за первые девять месяцев 2014 года.
Renault и его партнер Nissan Motor Co привязаны к российскому рынку гораздо сильнее, чем любой другой автопроизводитель: в июне 2014 они приобрели контроль над ОАО АвтоВАЗ. Объем продаж и Renault, и Nissan, и всех брендов Лады упал в течение 11 месяцев 2014 года на 8,4%. Renault заявляет, что остается верным российскому рынку. «В нашей стратегии не будет изменений», — говорит Оксана Назарова, представитель Renault в Москве. «Мы каждый день отслеживаем ситуацию, чтобы видеть, что мы можем сделать.»
Кто останется на российском рынке и чья продукция, еще обычная вчера, станет признаком элитной жизни завтра — покажет наступающий 2015 год.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу