28 января 2015 Financial Times
Новый этап европейской нестабильности только начинается. Три года назад Сириза считалась всего лишь одной из современных политических партий. А сегодня это уже новое правительство Греции, возможно даже обладающее абсолютным большинством в законодательной власти. По мнению партии, чтобы реализовать масштабную программу экономического обновления, Греции нужно обсудить условия долга с кредиторами страны: так называемой «тройкой», в которую входят Европейская комиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд. Партия пообещала прекратить политику, которую Алексис Ципрас называет «фискальной пыткой», превратившую Грецию в долговую колонию и приведшую к широкому распространению бедности и безработицы. Это обещает стать первым серьезным разногласием между кредиторами и суверенным должником с начала кризиса в еврозоне, и кто-то должен уступить. Но кто, и к чему это приведет?
У нового правительства и его кредиторов мало общего, и у них немного времени. Вскоре должны начаться разговоры о погашении невозвращенного займа, который следует уплатить до 1 марта (а потом произвести оплату в июле и августе), но они больше связаны с процессом, а не содержанием. Основная особенность предстоящих переговоров в основном обусловлена тем, что правительство, возглавляемое Сиризой, будет сильно отличаться от предшественников, раздираемых противоречиями, чьи политические интересы полностью совпадали с интересами тройки и основными принципами жесткой экономии. Сириза не скрывает, что она выступает резко против ранее принятых условий. Возможно, удастся достигнуть какого-то компромисса в отношении условий греческого долга, составляющего 317 млрд. евро или 175% от валового внутреннего продукта. Почти 80% долга принадлежат тройке, и проведенная ранее реструктуризация позволила увеличить средний срок погашения долга до более чем 16 лет с действующей процентной ставкой 2.4%. Тем не менее, бремя долга в дефляционной и медленно развивающейся экономике остается огромным.
Некоторые кредиторы уже отклонили требование списать большую часть непогашенного долга. Но можно было бы изучить эту и другие возможности, такие как привязка оставшегося долга к реальным темпам экономического роста, увеличение срока погашения долга, продление льготного периода до возобновления обслуживания долга, а также некоторые послабления в отношении использования государственных инвестиций в рамках Соглашения о стабильности и росте. Но самой серьезной преградой могут стать уступки в отношении жесткой экономии и условий кредитных соглашений. Существующие программы не предусматривают дальнейшего существенного сокращения государственных расходов, однако все же ожидается увеличение налогов и прибыли, что поддержит жесткую экономию в стране, которая по-прежнему охвачена депрессией. Сиризе это надоело. Своим приоритетом она объявила разрешение гуманитарного кризиса, связанного с недостатком жилья, еды и тепла; а затем она собирается принять меры для восстановления экономического роста, увеличения числа рабочих мест, минимальной зарплаты и пенсий, а также для повышения собираемости налогов и налоговых недоимок.
Скорее всего, Берлин и Брюссель будут настаивать, чтобы Греция придерживалась текущего курса и проводила уже согласованную политику, возможно с некоторыми изменениями. Основная задача - избежать каких-либо уступок по условиям долга, что может привести к аналогичным требованиям в других странах, включая Испанию, где партия Подемос, поддерживающая Сиризу, возглавляет опросы общественного мнения, касающиеся важных национальных выборов, которые пройдут в этом году. Однако в отношениях между кредиторами и должниками баланс иногда смещается в пользу последних, после периода тяжелых испытаний и покорности, так как должники постепенно восстанавливают финансовые позиции и политическое доверие. Возможно, Греция приближается именно к этой точке. Дефицит бюджета страны почти устранен, при этом исходя из различных показателей, МВФ предсказывает, что первичное сальдо (за исключением процентных платежей) составит от 3 до 5% от ВВП в 2015 г. Греция также имеет активное сальдо торгового баланса примерно в 1% от ВВП по сравнению с дефицитом свыше 14% в 2008-09 г.
Трудно предсказать, кто сдастся первым. Дальнейшая опасная неопределенность вызвана состоянием греческих банков, которые столкнулись с оттоком вкладов перед выборами, и которые по-прежнему зависят от финансирования Банком Греции на сумму почти в 50 млрд. евро в рамках Соглашения об экстренной кредитной помощи, одобренного ЕЦБ. Если Греция потребует слишком много, в одобрении может быть отказано, что спровоцирует новый банковский и экономический кризис. ЕЦБ вряд ли одобрила бы кредиты, если бы поручитель со стороны греческого правительства попытался ослабить или отменить условия. Это могло бы привести к краху греческого правительства и установлению контроля над капиталом, а в крайнем случае спровоцировать политический скандал, который поставил бы под сомнение дальнейшее членство Греции в еврозоне. Но ЕЦБ, который сейчас проводит политику количественного смягчения, вряд ли хотел бы получить такой результат. Можно сказать только, что если кредиторы Греции уступят, сильный демонстрационный эффект для остальной еврозоны приведет к экономическим послаблениям на юге и вызовет тревогу на севере, что будет мало способствовать политическому единению. Если уступит Греция, сделав свою программу экономического восстановления неэффективной, проблема, связанная с недоверием между севером и югом еврозоны, усугубится и будет иметь опасные политические последствия. Сириза одержала важную победу, но новый этап европейской нестабильности только начинается.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу