3 февраля 2015 Вести Экономика
Победа крайне левой партии СИРИЗА на выборах Греции стала причиной нервозности инвесторов и спровоцировала кратковременный обвал на финансовых рынках.
Однако, хоть победа партии СИРИЗА и обвалили цены на греческие акции и облигации, этот процесс не перекинулся на рынки проблемных стран еврозоны. Например, испанские десятилетние облигации все еще продаются ниже ставок Министерства финансов США. Вопрос в том, как долго это относительное спокойствие просуществует.
Как пишет в своей статье в Project Syndicate профессор экономики Гарварда Кеннет Рогофф, у нового "огнедышащего" правительства Греции будет небольшой выбор, кроме как придерживаться программы структурных реформ, начатой предшественниками, возможно, в обмен на скромную релаксацию режима "жесткой экономии" бюджетных средств.
"Политические, социальные и экономические аспекты победы СИРИЗА являются слишком значительными, чтобы быть проигнорированными. В самом деле, невозможно полностью исключить тяжелый выход Греции из евро (Grexit), с учетом низкого контроля за капиталом, который способствует сохранению низкой стоимости евро в Греции, чем в любом другом месте Европы.
Некоторые политики еврозоны, кажутся, уверенными, что выход Греции из евро, тяжелый или легкий, больше не будет представлять угрозу для других периферийных стран. Возможно, они правы; опять же, еще в 2008 году, американские политики думали, что крах одного инвестиционного дома, Bear Stearns, подготовил рынки к банкротству другого, Lehman Brothers. Мы знаем, что из этого получилось.
Правда, были некоторые важные политические и институциональные достижения с начала 2010 г., когда кризис в Греции впервые начал разворачиваться. Однако новый банковский союз несовершенен, и обещания Европейского центрального банка, спасти евро, делая “все, что нужно”, имеют существенно важное значение для поддержания валютного союза. Другим важным новшеством стало развитие Европейского Механизма Стабильности (ESM), который, как и Международный валютный фонд (МВФ), в зависимости от ситуации, обладает возможностью оказать огромную финансовую помощь.
И все же, несмотря на эти новые институциональные блокираторы, мировые финансовые риски "Греческой нестабильности" остаются высокими. Трудно себе представить, новых дерзких греческих лидеров, недооценивающих непримиримость Германии в вопросе облегчения бремени задолженности или пересмотра пакетов структурных реформ. Так же сложно себе представить, еврократов переоценивающих политическую динамику в Греции.
В любом случае, большая часть бремени урегулирования упадет на Грецию. Любая расточительная страна, которая вдруг вынуждена жить в рамках своих возможностей, должна проделать огромную работу по урегулированию, даже если все ее последние долги будут прощены. Расточительство Греции был эпическим. В преддверии своего долгового кризиса в 2010 г., первичный дефицит бюджета правительства (сумма, на которую государственные расходы на товары и услуги превышают доходы, за исключением процентных платежей по долгам) была эквивалентна нереальным 10% национального дохода.
После того как разразился кризис и Греция потеряла доступ к новому частному кредитованию, “тройка” (МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссия) обеспечила массовое, субсидированное долгосрочное финансирование. Но, даже, если долг Греции был бы полностью стерт, шаги от первичного дефицита в размере 10% от ВВП к сбалансированному бюджету требуют значительного затягивания поясов - и, неизбежно, спада. Немцы правы, когда они утверждают, что жалобы на “жесткую экономию” должны быть направлены к предыдущим правительствам Греции. Невоздержанность этих правительств подняли греческое потребление намного выше устойчивого уровня; падение на землю было неизбежным.
Тем не менее Европа должна быть более щедрой в постоянно списывать долг и, снижать краткосрочные потоки погашения, что более срочно. Первое: необходимо уменьшить долгосрочную неопределенность; второе важно для облегчения краткосрочного роста.
Давайте посмотрим правде в глаза: сегодняшняя проблемная ситуация в Греции вряд ли продукт собственного производства. (Молодые люди Греции, - которым в настоящее время занимает несколько дополнительных лет, окончание университета, потому что их учителя часто бастуют - конечно, не вызвали это.)
В первую очередь решение стран еврозоны, позволить Греции перейти на единую валюту в 2002 г. было крайне безответственным, с французской пропагандой, несущей большую часть вины. Тогда, Греция сильно не соответствовала множеству основных критериев конвергенции, из-за ее огромного долга и ее относительной экономической и политической отсталости.
Во-вторых, большая часть финансирования Греческим долгов поступила из немецких и французских банков, которые получили огромную прибыль, благодаря посредническим кредитам собственных стран и Азии. Они слили эти деньги в хрупкое государство, чей финансовый авторитет, в конечном счете опирался на финансовую помощь других членов евро. В-третьих, Греческие партнеры по еврозоне держат в руках огромную палку, которая, как правило, отсутствует на переговорах о суверенном долге. Если Греция не примет условия, налагаемые на нее, чтобы сохранить свое членство в единой валюте, то она рискует быть выброшенной из Европейского Союза вообще.
Даже после предоставления двух пакетов спасательных мер, нереально ожидать, что греческие налогоплательщики, начнут зарабатывать больше денег в ближайшее время - не с существующей безработицей в 25% (и выше 50% для молодых людей). Германия и другие агрессивно настроенные северные европейские страны правы, настаивая на том, что Греция придерживается своих обязательств по структурной реформе, чтобы в один день могло произойти экономическое сближение с остальной частью еврозоны. Но они должны делать более ощутимые уступки по погашению задолженности, где ее перевес все еще создает значительную неопределенность по определению линии поведения для инвесторов.
Если уступки Греции создадут прецедент, другие страны смогут использовать это в своих интересах. Рано или поздно, другие периферийные страны также попросят о помощи. Будем надеяться, что Греция, не будет вынуждена покинуть еврозону, хотя временные опции, такие, как введение контроля за движением капитала могут в конечном итоге оказаться необходимыми для предотвращения финансового кризиса. Еврозона должна продолжать гнуть, но не сломать".
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу