25 февраля 2015 Financial One Ломская Татьяна
Несмотря на грядущую рецессию, ситуация финансового или экономического коллапса по моделям 1998 и 2009 годов маловероятна, заявили представители Citigroup 25 февраля на встрече с журналистами.
В 2015 году российская экономика переживет болезненное снижение: при среднегодовой цене на нефть в $55 аналитики Citigroup ожидают падения ВВП на 3% и роста инфляции до 15%. Однако эксперты группы рекомендуют избегать проведения параллелей между текущей ситуацией и предыдущими кризисами.
Состояние российской экономики в конце 2014 – начале 2015 годов чаще всего сравнивают с экономическим кризисом 2009 года, когда цена на нефть упала до $60. По мнению главного экономиста Citigroup по России и странам СНГ Ивана Чакарова, такое сравнение неуместно. Эксперт указывает на две причины, по которым падение экономики будет слабее, чем несколько лет назад. Во-первых, в настоящий момент российский рынок переживает принципиально иную стадию экономического цикла. В 2009 году он вошел в кризис в ситуации перегрева: экономика в 2000-х годах прибавляла по 7% в год, что создало большое пространство для падения. На этот раз рынок, напротив, лишь «теплый»: на протяжении пяти лет темы роста ВВП страны последовательно снижаются. Поэтому значительного экономического спада не предвидится.
Во-вторых, на этот раз Центробанк существенно изменил денежную политику. Если в прошлый раз регулятор держал фиксированный курс до февраля 2009 года, что привело к усугублению экономической ситуации, то сейчас гибкий валютный курс может нейтрализовать внешние шоки. «Несмотря на то, что экономика России значительно пострадает в этом году, ситуация будет не столь болезненная, как в 2009 году. Мы ожидаем падения ВВП на 3%, в то время как сокращение валового продукта пять лет назад составило почти 7,9%», – добавил Чакаров. Эксперт также отметил, что недавний прогноз агентства Moody’s о падении ВВП России до 5,5% по итогам этого года, согласно мнению аналитиков Citigroup, вряд ли осуществится.
Еще одна ситуация, с которой часто сравнивают нынешнее состояние – финансовый кризис 1998 года. По словам Чакарова, это сравнение основано, скорее, на эмоциях, возникших в ходе декабрьской паники, нежели на реальных экономических фактах. Если кризис 1998 года был связан с большим объемом государственного долга, дефицитом текущего счета (2,2% ВВП) и сокращением валютных резервов до $10 млрд, что чуть превышало месячный объем импорта, то сейчас доля госдолга к ВВП составляет 14%, текущий счет пребывает в состоянии профицита, а объем валютных резервов остается высоким ($380 млрд), несмотря на сокращение, и в 11 раз превышает месячный импорт. «Нам не кажется, что Россия стоит на пороге финансового коллапса. Безусловно, ситуация очень тяжелая. Однако это точно не коллапс», - отмечает Чакаров.
Самым уязвимым звеном в нынешних условиях окажется банковская система. Из-за ограниченности ресурсов правительство будет весьма избирательно осуществлять поддержку банков, что грозит многим из них банкротством. Пика неплатежей по кредитам, согласно прогнозам Citigroup, следует ожидать в конце 2016 года - тогда же эксперты группы ожидают начала медленного восстановления экономики.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба