25 февраля 2015 Экономика сегодня
Несмотря на мнения злопыхателей, российскому правительству удается учитывать интересы предпринимателей и в то же время продолжать следовать выбранному внешнеполитическому курсу
Несмотря на минские договоренности и вывод тяжелых вооружений из Донбасса, Евросоюз и США готовят очередной пакет санкций против России и затевают новый виток конфронтации.
Как заявил госсекретарь США Джон Керри, санкции могут быть введены уже в ближайшие несколько дней. Какова реакция граждан, экспертного и бизнес-сообщества, а также какие шаги предпринимает власть к преодолению кризиса, выясняло ФБА «Экономика сегодня».
Эффективны ли санкции?
Американская сторона полагает, что санкции – действенный инструмент давления на российское правительство и экономику. По словам госсекретаря, их вклад в ухудшение экономической ситуации в России значителен. Однако с ним не согласен политолог Дмитрий Орешкин: «Примерно от 1/4 до 1/5 этого спада можно объяснить санкциями», – дал оценку эксперт на форуме организации «Открытая Россия» Михаила Ходорковского.
К слову, шутки шутками, а в мероприятии самое непосредственное участие принял Госдепартамент США в лице координатора по вопросам санкций Дэниела Фрида.
Позиция экономиста Сергея Алексашенко более взвешенная. По его мнению, в случае отмены финансовых санкций положение значительно улучшится. «Если эти санкции будут отменены, то пройдет месяц, два, три, финансовые рынки поймут, что это всерьез и надолго, и российские заемщики потихоньку будут выходить на внешние рынки, привлекать деньги. И это приведет к тому, что курс рубля начнет постепенно укрепляться», – комментирует эксперт.
Мнение бизнеса подтверждает взгляд экономиста. «Санкции эффективно работают только в одном ключе – финансовом. Деньги пропали. Если раньше их можно было взять, пусть даже за дорого, то сегодня и этого взять нельзя», – сетует предприниматель Петр Офицеров.
Безусловно, роль санкций в рецессии российской экономики значительна. Но достигают ли они главной цели – смены позиции России по Украине?
Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров неоднократно заявлял о бесперспективности санкционного нажима на Россию. После встречи с Джоном Керри 7 февраля он, кажется, выразил позицию большинства россиян: «Мы не поступимся своими национальными интересами и принципиальной позицией по ключевым вопросам».
Действительно, по данным последних опросов Левада-Центра, наши соотечественники понимают и ощущают последствия санкций и вместе с тем продолжают выражать поддержку внешнеполитическому курсу правительства и президента.
Это вызывает недоумение у участников форума «Открытой России». Денис Катаев, ведущий мероприятия, называет точку зрения российских граждан алогичной, а политолог Дмитрий Орешкин выражает надежду, что в скором времени она изменится. По их представлениям, граждане России без царя в голове и Бога в сердце, а человек – не человек вовсе, а так, собака Павлова, у которой можно выработать рефлексы на экономические стимулы.
Роль структурных и институциональных проблем
О структурных проблемах экономики России заговорили еще в конце 2012 года. Именно тогда наметилось ее замедление, и многие эксперты связывали его с особенностями устройства российской экономики: прежде всего, высокой монополизацией и недостаточной диверсифицированностью. Другими словами, на рынке преобладают крупные игроки, и спектр их продукции сильно ограничен.
С наступлением кризиса заявления о необходимости структурных реформ стали встречаться все чаще и чаще. О таких преобразованиях не раз упоминали представители экономического блока правительства, в частности, глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. Результаты не заставили себя ждать: в антикризисном плане правительство намечает шаги, направленные на поступательное движение в сторону структурного реформирования российской экономики.
Помимо структурных проблем, ряд экономистов видит и институциональные проблемы российской экономики. «В ухудшение дел в российской экономике есть и наш внутренний вклад. Это связано с плохим инвестиционным климатом, с отсутствием защиты прав собственности», – утверждал на форуме «Открытой России» Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики.
С ним не согласен Виктор Полтерович, академик РАН и признанный в мире специалист по институтам. На открытой лекции в петербургской Высшей школе экономики он назвал институциональные реформы очередным фетишем. Среди его доводов – многочисленные опросы бизнес-сообщества. Они показывают, что трудности, прежде всего, связаны с налогами, кредитами и кадрами. Институты – коррупция, административное давление, госрегулирование – занимают далеко не первые места в рейтинге бизнес-барьеров.
Предприниматели говорят, совсем не институты – основное препятствие бизнесу, но оппозиция упорно продолжает уверять общество в обратном.
Между тем, правительство предпринимает шаги и в направлении реформирования институтов. Об этом свидетельствуют новейшие исследования Андрея Яковлева, директора Института анализа предприятий и рынков. «Действия правительства – не просто имитация изменений», – заключает он.
Более того, в ряде секторов достигнуты значительные успехи в проведении структурных реформ. Хороший пример – финансовый сектор. Россия – в лидерах по показателям его реформирования среди стран с переходной экономикой. А хорошо развитый финансовый сектор – гарант макроэкономической стабильности. Ведь он облегачает доступ к кредиту сельхозпроизводителям и обрабатывающим предприятиям, и в 2008 году позволил относительно благополучно пережить мировой кризис. Позволит и сейчас.
Навстречу бизнесу
Директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин ставит в вину Центральному банку резкое повышение учетной ставки. «Они объявили ставку 17%, а потом 15% годовых. А это уже запрет на инвестиции», – негодует он. Однако управленец забывает упомянуть, что в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства действуют программы софинансирования заемных средств и кредиты доступны по ставкам, не превышающим инфляцию.
Вместе с тем сельхозпроизводитель утверждает, что не санкции, а падение курса рубля наносит основной ущерб агропромышленникам и приводит к росту затрат. Но не предотврати Центральный банк дальнейшую игру против рубля, Павел Грудинин в еще большей степени пострадал бы от роста цен на импорт. Регулятору пришлось идти на компромисс и повысить ставку рефинансирования так, чтобы минимизировать совокупные издержки от удорожания кредита и роста импортных цен.
Агропромышленник бьет тревогу – деньги не дойдут до производителей и осядут в банках. Однако в антикризисном плане правительства проработаны механизмы, гарантирующие доступ предприятий к льготному кредитованию. Среди них – обязательства банков направить деньги на кредитование приоритетных отраслей экономики, контроль со стороны Центрального банка и Счетной палаты.
К тому же в скором времени Павел Грудинин получит шанс нести меньшие затраты на приобретение техники. Во-первых, правительство регулярно расширяет перечень технологического оборудования, импорт которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Во-вторых, в антикризисном плане предусмотрено субсидирование скидок на покупку техники отечественного производства.
В то же время Грудинин прав, когда говорит о том, что в кризисных условиях существует проблема задержки в доставке средств производителям. Конечно, это недоработка. Она требует решения, но ничего общего с повесткой либеральной оппозиции не имеет.
Представители бизнеса выражали опасение, что налоговая нагрузка только возрастет. Однако их опасения иллюзорны: с 1 января 2015 года от налогового бремени освобожден малый бизнес в производственной, социальной и научной сферах, а с февраля – еще и бизнес в сфере бытовых услуг.
Регионы получили право вдвое снижать налог на вмененный доход в одних случаях, и в шесть раз – в других.
Кроме того, антикризисный план предусматривает увеличение вдвое предельной выручки предприятий, которые могут претендовать на получение льгот. А это значит, еще больший сегмент предпринимательства получит поддержку.
Учесть интересы предпринимателей и в то же время продолжать следовать выбранному внешнеполитическому курсу – сложная задача. Похоже, российскому правительству удается с ней справиться, умело реагируя на запросы граждан и идя навстречу бизнесу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба