2 марта 2015 ktovkurse.com

Хоть и влияние ситуации в США на глобальную экономику колоссально, но, к сожалению, в современном глобализированном мире – источником нового кризиса или второй волны кризиса 2008 гола могут стать множество стран и регионов, например, Китай.
Локомотив мировой экономики, глобальная кузница – даже незначительные изменения спроса на металл, нефть и другие виды сырья практически моментально изменяет картину на фондовых площадках и рынках во всех странах.
Достаточно замедлиться темпам роста ВВП Китая до 5%-6% с текущих 7,4%, во всех крупных экономиках (ЕС, США, Япония, Россия, Индия и т.д.) начнутся серьезные проблемы, а именно резкий спад инвестиций, дефляция, перепроизводство. Это прекрасно понимают в Коммунистической партии Китая, именно поэтому на недавно прошедшем ежегодном Всекитайском собрания народных представителей главной темой было – проведение структурных реформ, которые позволят удержать рост ВВП выше 7,5%.
Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service прогнозирует охлаждение экономического роста в Китае и после 2015 г. Прогноз Moody’s для Китая на 2015 г. предполагает рост ВВП в диапазоне от 6,5% до немногим менее 7,5%.
Как отмечают эксперты, на данный момент экономика Китая находится в самом критичном положении с 2008 года.
В прошлом году темпы роста экономики Поднебесной оказались ниже установленной планки — 7,4% против 7,5%. Стоит сказать, что темпы роста ВВП в 2014 г. стали минимальными за почти четверть века.
Более того, Народный банк Китая был вынужден стать 21-м в череде центральных банков, понижающих ставку и тем самым стимулирующих ослабевающую экономику.
Приток прямых иностранных инвестиций замедлился, так как традиционный для Китая производственный сектор теряет свою конкурентоспособность в связи с ростом трудовых и других затрат, однако сектор услуг, который в настоящее время является основным работодателем, компенсирует спад.

Прямые иностранные инвестиции в Китай выросли в прошлом году на скромные 1,7% до $119,6 после подъема на 5,3% в 2013 г. И хотя прямые иностранные инвестиции продолжают поступать в страну, другие формы капитала выводятся из Поднебесной. Чистый дефицит по счету финансовых операций в IV квартале прошлого года на $9 млрд выше, чем в III квартале, свидетельствуют ранее опубликованные статистические данные.
Однако, вышепредставленные данные свидетельствуют лишь о том, что экономика Китая лишь слегка перегрета и после незначительного замедления темпов роста ВВП ситуация может довольно быстро исправится — не хватает спускового крючка для полномасштабного кризиса, аналогичного краху рынка ипотечных облигаций в США. В Китае эту роль может выполнить внутренний рынок долговых обязательств.
С середины 2000х годов региональные правительства стали активно занимать для реализации масштабных проектов (в первую очередь строительных). В результате этого бесконтрольного наращивания долга муниципальных властей, над Китаем нависла долговая угроза, власти страны немедленно отреагировали и запретили региональным властям занимать средства. Чтобы обойти этот заперт муниципалитеты стали создавать LGFV (government financing vehicle) — агенства, которые занимали для них средства.
С помощью этих агентств они сумели обойти законодательство и накопить рекордный объем долга. Совокупный долг всех китайских муниципалитетов достигает $3 трлн. Разумеется, средства пускаются в ход, и в результате в Поднебесной создано огромное количество производственных мощностей «на перспективу», которые не используются. Система работала замечательно, пока китайская экономика показывала двузначный прирост ВВП.
Как отмечает специалист по глобальной стратегии Moore Europe Capital Management Джин Фрида в своем материале для Project Syndicate, «довольно сомнительно, что китайское правительство могло бы или хотело обуздать долг».
Это видно из противоречивых заявлений, с одной стороны, о готовности провести крупные структурные реформы, с другой — о поддержке годовых темпов роста ВВП на уровне 7,5%. С учетом того, что своим нынешним уровнем роста Китай во многом обязан финансируемым за счет долга инвестициям, зачастую в такие проекты, как инфраструктура и жилищное строительство, предназначенные для поддержания «китайской мечты», любая попытка взять под контроль рост задолженности, скорее всего, приведет к сложным последствиям. Эта перспектива уже подталкивает власти к отсрочке важнейших реформ.
Отношение долга Китая к его ВВП, достигшее в этом месяце 282%, остается значительно меньше, чем у большинства развитых стран. Проблема в том, что такой объем частных кредитов обычно наблюдается в странах, где ВВП на душу населения составляет около $25 тыс., что почти в четыре раза больше нынешнего уровня в стране.
Что еще хуже, заметная часть новых займов происходит из теневого банковского сектора с его большими процентными ставками, что ухудшает платежеспособность кредитополучателей. Каждая пятая из зарегистрированных корпораций имеет совокупный объем кредитов, в восемь и более раз превышающий совокупную стоимость ее акций, и имеет доход, менее чем вдвое превышающий необходимую для погашения процентов сумму, что значительно снижает устойчивость этих компаний к потрясениям, вызванным ростом.
Коллапс китайского кредитного пузыря, вероятно, вызовет в последующие четыре года падение темпов роста ВВП в среднем до 1-2% годовых, если считать, что расходы капитала будут снижаться на 2% в год, а рост уровня потребления по-прежнему останется значительным и составит 3-5%. Консолидированный долг государственного сектора возрастет до 100% от ВВП.
Это относительно скромный прогноз. Без автоматических стабилизирующих факторов или сильной системы финансовой стабильности, подкрепленной страхованием вкладов, справиться с опасностями потенциально дестабилизирующих финансовых реформ, которые проводит правительство, будет достаточно трудно; кредитный шок может оказаться настоящей катастрофой.
Точка неустойчивости китайского долга находится в огромном пузыре недвижимости. Согласно данным инвестиционного банка UBS предложение нового городского жилья намного превысило лежащий в его основе предельный спрос, вызванный ростом городского населения, а формальное увеличение спроса не является таковым почти наполовину, представляя собой лишь признание того факта, что работники из сельской местности живут и работают в городах в течение некоторого времени.
Резкое падение цен на недвижимость будет иметь далеко идущие последствия. В конце концов, поручительство под залог собственности – основа финансовой системы Китая, где по оценкам прямая и косвенная вовлеченность банков в сферу недвижимости составляет от 66% до 89% от ВВП.
Дополнительно усложняет ситуацию то, что у правительства мало возможностей для стабилизации рынков собственности. Фактически ключевой частью проблемы является то, что реакция Китая на циклические спады всегда заключается в том, чтобы строить больше жилья.
Коллапс китайского кредитного пузыря, вероятно, вызовет в последующие четыре года падение темпов роста ВВП в среднем до 1-2% годовых, если считать, что расходы капитала будут снижаться на 2% в год, а рост уровня потребления по-прежнему останется значительным и составит 3-5%. Консолидированный долг государственного сектора возрастет до 100% от ВВП.
Это относительно скромный прогноз. Без автоматических стабилизирующих факторов или сильной системы финансовой стабильности, подкрепленной страхованием вкладов, справиться с опасностями потенциально дестабилизирующих финансовых реформ, которые проводит правительство, будет достаточно трудно; кредитный шок может оказаться настоящей катастрофой.
Точка неустойчивости китайского долга находится в огромном пузыре недвижимости. Согласно данным инвестиционного банка UBS предложение нового городского жилья намного превысило лежащий в его основе предельный спрос, вызванный ростом городского населения, а формальное увеличение спроса не является таковым почти наполовину, представляя собой лишь признание того факта, что работники из сельской местности живут и работают в городах в течение некоторого времени.
Резкое падение цен на недвижимость будет иметь далеко идущие последствия. В конце концов, поручительство под залог собственности – основа финансовой системы Китая, где по оценкам прямая и косвенная вовлеченность банков в сферу недвижимости составляет от 66% до 89% от ВВП.
Дополнительно усложняет ситуацию то, что у правительства мало возможностей для стабилизации рынков собственности. Фактически ключевой частью проблемы является то, что реакция Китая на циклические спады всегда заключается в том, чтобы строить больше жилья.
Власти Китая будут предпринимать все возможное, чтобы не допустить ухудшения ситуации. Но проблема кроется в том, что только структурные реформы спасут ситуацию, хотя и станут причиной торможения роста ВВП. Вот тут и возникает конфликт интересов. Весь вопрос в том, сможет ли Коммунистическая партия Китая отказаться от намеченных целей (рост ВВП 7,5% в год) и начать реализовывать непопулярные меры (ужесточение контроля за финансами муниципалитетов, отказ от бессмысленных крупных строек, переход к мерам экономии). Только от этого зависит — избежит ли Китай повторения судьбы Японии в начале 80-х годов.
http://ktovkurse.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба


