6 марта 2015 Financial One
В 2015 году российский ВВП упадет на 6,8%, инфляция вырастет на 17,1%, а среднегодовой обменный курс доллара составит 64,5 рубля, согласно данным мониторинга, подготовленного аналитиками Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара, РАНХиГС и Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. По мнению экспертов, текущее состояние дел в экономике напоминает скорее депрессию, нежели кризис.
В четверг, 5 марта, состоялась презентация третьего номера «Оперативного мониторинга экономической ситуации в России» - аналитического обзора тенденций российского рынка, подготовленного экспертами Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара, РАНХиГС и Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России.
Ожидания аналитиков оказались хуже опубликованных в феврале прогнозных показателей Минэкономразвития. В частности, эксперты ожидают более высоких темпов роста инфляции (17,1% против 12,2% по версии МЭР), более глубокого падения ВВП (-6,8% против -3%) и сокращения реальных инвестиций в основной капитал (минус 19% против 13,3%). При этом аналитики отталкивались от прогнозной цены в $55 за баррель нефти марки Brent, в то время как Минэкономразвития исходило из прогнозной цены в $50 за баррель.
Согласно данным мониторинга, статистика промышленности на уровне агрегированных показателей выглядит лучше, чем в январе 2014 года. Индекс промпроизводства в январе 2015 года составил 100,9% в годовом выражении, причем, в то время как одни отрасли переживают оживление, другие сокращают производство. Это происходит из-за разнонаправленного влияния нескольких факторов: с одной стороны – открывшихся возможностей импортозамещения, с другой – ценового и кредитного шоков и сокращения внутреннего спроса. По словам проректора Всероссийской академии внешней торговли Павла Кадочникова, промышленность в итоге разделилась на две части: «Одна – растет: в первую очередь, это несырьевые экспортеры, а также те, кто заместил падение импорта из Украины: производители пищевых продуктов, пластмассовых изделий, частично – металлурги. Вторая – падает: прежде всего, производители инвестиционных товаров и товаров, сильно зависимых от импорта. Наиболее устойчивая тенденция к снижению наблюдается в машиностроении». Кадочников выразил надежду на поддержку несырьевого экспорта со стороны правительства.
Эксперты также отметили, что январь стал вторым подряд убыточным месяцем для банковского сектора: финансовый результат за месяц составил минус 23,6 млрд рублей. Помимо необходимости погашения внешних долгов банки теряют ресурсную базу из-за оттока вкладов. Население выплачивает проценты по уже взятым кредитам, не замещая их новыми. В 2015 году физические лица выплатят банкам проценты на сумму около 2 трлн рублей, что сократит расходы на потребление на 6-7%.
По мнению ведущего научного сотрудника Центра макроэкономических исследований ИПЭИ РАНХиГС Сергея Дробышевского, текущий кризис вызван совокупностью внутренних рыночных факторов, а не внешнеэкономической обстановкой: «Падение цен на нефть и санкции не являются, с нашей точки зрения, непосредственными причинами кризиса. Они лишь дали проявиться тем негативным тенденциям, которые накапливались в экономике в течение последних лет – прежде всего, это замедление темпов экономического роста и сокращение инвестиционной деятельности в частном секторе. Также оказал влияние сформированный в банковском секторе пузырь потребительского кредитования. Поэтому антикризисные меры должны быть направлены, прежде всего, на устранение этих проблем», добавил эксперт.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба