6 апреля 2015 Financial One Ломская Татьяна
«Черный» Баффет и «желтый» Баффет, «канадский» Баффет и «китайский» Баффет, Баффет-мошенник и Баффет-заключенный… Вряд ли в мире найдется еще один инвестор, чьим именем будут называть такое количество финансовых воротил, инвесторов-фанатиков и просто аферистов со всех уголков земного шара. Кто они – последователи «Оракула из Омахи»?
В 1965 году Баффет стал управляющим еле сводящего концы с концами текстильного комбината Berkshire и превратил его в быстрорастущий холдинг со штатом в 330 000 человек. По мере того, как росло благосостояние самого известного инвестора в мире, увеличивалось и количество людей, готовых буквально клясться его именем.
По статистике журнала Wall Street Journal, с 2005 года фраза «Уоррен Баффет чего-либо» упоминалась в американской прессе более 450 раз. Так, журналисты писали о «Уоррене Баффете азартных игр» и «Уоррене Баффете виноделия», ирландской недвижимости и рыбной ловли, барж и ювелирного рынка. Любопытно, что при этом издание не зафиксировало ни одного упоминания о «Баффете» женского пола.
«Баффетами» хотят называться (и называют) так много людей, что адвокат компании Berkshire в 2006 году подал ходатайство о регистрации имени миллиардера в качестве торговой марки. Частично этот шаг был вызван активностью китайских веб-сайтов, которые в первой половине 2000-х стали расти как грибы после дождя, в том числе благодаря использованию имени Баффета в продвижении своих сервисов. Позже из-за хлопотности дела адвокат отозвал свое заявление.
Сам инвестор уделяет мало внимания растущему числу своих последователей, отмечая лишь, что хотел бы видеть Джорджа Клуни «Уорреном Баффетом Голливуда». Тем не менее для многих начинающих и даже состоявшихся инвесторов сравнение с миллиардером – высшая форма лести.
Рассказать обо всех Баффетах мы не в силах, однако остановимся на некоторых из них поподробнее.
Прем Ватса,
Глава компании Fairfax Financial Holdings Ltd.
Председатель совета директоров Fairfax Financial Holdings Ltd. Прем Ватса известен как «канадский Уоррен Баффет», или «Уоррен Баффет с Севера». Одна из крупнейших канадских компаний владеет страховыми, ресторанными и другими бизнесами, управление которыми ведется в децентрализованном стиле по образцу менеджмента Berkshire. Ватса обладает репутацией блестящего инвестора – чего стоят хотя бы его шаги по избавлению от акций перед финансовым кризисом 1987 года, или скупка кредитных дефолтных свопов на облигации в преддверии кризиса 2008 года. Тем не менее сравнение с американским миллиардером его смущает. «Есть только один Баффет, и он живет в Омаха», – отмечает он.
Подобно Баффету, Ватса использует письма акционерам компании как «кафедру для проповеди», посвященной глобальным финансовым вопросам. Сын Ватса, как и сын Баффета, носит имя легендарного инвестора Бенджамина Грэхема.
Сардар Биглари,
Biglari Holdings Inc.
Ежегодное письмо акционерам в стиле Баффета – также своеобразный фетиш для некоторых инвесторов. Так, глава Biglari Holdings Inc. Сардар Биглари в своих письмах акционерам компании использует тот же шрифт и тон, вплоть до обращения по имени к вице-президенту Biglari, – так же, как Баффет обращается к своему партнеру по Berkshire Чарльзу Мангеру. Тем не менее, переименовав возглавленную в 2010 году компанию Steak 'n Shake и назвав ее в честь себя самого, инвестор-активист поступил вовсе не в стиле Баффета, как язвительно отметили американские СМИ. Кроме того, в отличие от миллиардера, Биглари известен агрессивной манерой ведения дел.
Гуо Гуангчанг,
Fosun Group
Миллиардер Гуо Гуангчанг, которого часто называют «китайским мистером Баффетом», начал изучать опыт Berkshire в 2006 году после прочтения истории американского инвестора. Глава финансового конгломерата Fosun Group (активы на $48 млрд) старается, подобно американскому коллеге, фокусироваться на фундаментальной ценности активов, а не сиюминутных флуктуациях рынка.
Гуо занимает восьмое место среди богатейших людей Китая, его состояние оценивается в $5,7 млрд. В отличие от государственных компаний, скупающих ресурсы типа копей или нефтяных месторождений, 47-летний Гуо фокусируется на секторах, обслуживающих китайский средний класс: здравоохранении, путешествиях, отдыхе, образовании и интернете. При этом он заимствует подход Баффета: покупает финансовые компании для сохранения долгосрочных вкладов, которые он использует для инвестиций в потребительские бренды и другие бизнесы. С 2010 года Гуангчанг инвестировал в зарубежные активы более $3,4 млрд.
Чамат Палихапития,
Social + Capital Partnership
В прошлом году Чамат Палихапития, венчурный инвестор и бывший топ-менеджер Facebook, заявил аудитории Силиконовой долины, что хочет стать «желтым Баффетом». По словам 38-летнего инвестора, он излагал стратегию своего фонда Social + Capital Partnership, когда знакомый инвестор сказал ему, что это «похоже на Berkshire». Вскоре Палихапития начал жадно изучать ежегодные письма Баффета. «Я просто помешался на них», – признался он.
Уильям Акман,
Pershing Square Capital Management
Знаменитый трейдер Уильям Акман ($1,45 млрд, №1203 в рейтинге миллиардеров Forbes), управляющий инвестиционным фондом Pershing Square Capital Management (активы под управлением — $12 млрд) регулярно посещает ежегодные встречи Berkshire и называет Баффета своим учителем. Опыт Баффета по созданию холдинговой структуры вдохновил Акмана на вывод Pershing Square Holdings Ltd. на IPO в прошлом году. «Он мой профессор, и я стараюсь быть внимательным на всех лекциях», – отмечает Акман.
Jay Z
Jay Z, глава Def Jam Recordings и один из самых финансово успешных хип-хоп исполнителей, включил имя миллиардера в песню «Threat» 2003 года выпуска, – как ответ критикам, которые завидуют его успеху. «Вы видите перед собой черного Уоррена Баффета», – поется в песне.
Псевдо-Баффеты
Еще один человек, который называл себя «китайским Уорреном Баффетом» - Вейжен Тэнг – в 2013 году был осужден за построение финансовой пирамиды. Тэнг привлек $52 млн от более 200 инвесторов, многие из которых были членами китайского сообщества Торонто, в свой фонд Oversea Chinese Fund LP. В начале 2009 года он убедил вкладчиков, что в собственности фонда находится активов более чем на $70 млн, в то время как фактически на банковских счетах фонда было около $1000.
Своим идолом назвал мистера Баффета и так называемый «Оракул Сан-Квентина», также известный как Кертис Кэрролл. 35-летний Кэрролл всю свою взрослую жизнь он провел за решеткой, и есть вероятность, что он никогда не покинет стены тюрьмы, где должен отбыть 54 года в наказание за убийство. Кертис заслужил уважение сокамерников, обучая их азам игры на фондовом рынке. Преступник, попавший в тюрьму неграмотным, теперь ежедневно читает The Wall Street Journal и консультирует десятки клиентов как в тюрьме, так и за ее пределами. Как дань уважения Баффету, которого называют «Оракулом из Омахи», один из управляющих тюрьмы назвал парня «Оракулом Сан-Квентина». Поскольку в тюрьме доступ к интернету – роскошь, заключенный анализирует газетные секции, посвященные фондовому рынку.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба