30 апреля 2015 Вести Экономика
Как только центробанк Китая начал вбрасывать ликвидность в финансовую систему для поддержки роста, наблюдатели мгновенно заговорили о китайской версии количественного смягчения. Аналогии полезны для понимания сложных финансовых вопросов, однако в данном случае сравнение больше запутывает, чем помогает.
Уместно лишь поверхностное сравнение с QE в Америке, Японии или Европы. Так же как ЦБ западных стран (которые покупают государственные облигации и другие ценные бумаги у кредиторов, для того чтобы увеличить денежную массу в обращении), Народный банк Китая планирует делать что-то похожее.
Известно, что китайский регулятор собирается приобретать активы напрямую у коммерческих банков, точно так же как ФРС покупала ценные бумаги с ипотечным покрытием. Есть определенная схожесть и с “Программой по долгосрочному рефинансированию” Европы: центробанк Поднебесной будет напрямую кредитовать банки, беря в качестве обеспечения муниципальные облигации, отмечает британский журнал The Economist.
Без сомнения, Китай смягчает свою монетарную политику, причем сразу по нескольким фронтам. Но аналогия с QE имеет две особенности. Во-первых, китайская монетарная политика давно использует инструменты количественного смягчения.
Правительство ежегодно устанавливает меру денежной массы в обращении (так, в этом году рост должен составить 12%), и квоты кредитования используются для влияния на поведение банков.
Центральный банк также корректирует необходимый резервный норматив, который определяет, сколько наличности доступно банкам для кредитования, причем эта корректирование проводится намного чаще, чем определение процентной ставки. В этом году также планируется предоставить дополнительные кредиты Банку развития Китая, через который центральный банк обеспечивает финансирование крупных инфраструктурных проектов.
Однако все это не новая политика. Центробанк Китая использует подобную форму перекредитования в течение последних двух лет. Как справедливо заметили аналитики австралийского банка Westpac, Китай активизировал смягчение в последние несколько недель, но не изменил свой стиль.
Вторая проблема сравнения с QE кроется в том, что оно преувеличивает масштаб монетарного стимулирования в Китае. Смягчение отчасти должно заменить деньги, оставленные Китаем, а не вбросить дополнительную ликвидность в экономику.
В прошлом центральный банк полагался на поступающую иностранную валюту для роста денежных запасов (другими словами, он печатал юани для покупки поступающих в страну долларов как через торговлю, так и инвестиции). В последние полгода движение капитала изменило свое направление, что и заставляет центральный банк создавать денежную базу через альтернативные каналы.
Китай, по сути, не нуждается в QE. Банк Японии и ЕЦБ обратились к программе количественного смягчения только потому, что традиционная монетарная политика больше не работала. Процентная ставка в этих странах близка нулю, и регуляторам необходимо было придумать новые способы, чтобы снизить стоимость фондирования и заставить банки выдавать кредиты. Но в Китае традиционная политика все еще работает и приносит необходимые плоды.
Тогда для чего Китаю перекредитование, если всеобъемлющее смягчение намного эффективнее стимулировало бы финансовый сектор?
Ответ кроется в вопросе. В отличие от центральных банков, которые обратились к нетрадиционным инструментам для смягчения, после того как все другие методы провалились, Поднебесная использует перекредитование для достижения определенной цели, надеясь не завалить деньгами всю экономику, так как долговая нагрузка уже чрезвычайно высока.
“Банк Китая обратился к программе перекредитования, так как сомневается, что финансовый рынок сможет выделить кредиты в необходимые секторы, а не в связи с тревогой по поводу нехватки ликвидности в банковском секторе”, - считают аналитики Capital Economics. Если центральный банк примет муниципальные облигации в качестве обеспечения, то тогда он будет убеждать банки покупать эти облигации в первую очередь.
Однако подобный подход в монетарной политике имеет свои проблемы. Для такой большой и сложной экономики, как китайская, количественные инструменты становятся все больше анахроничными. Они могут приносить плоды, когда финансовая система в основном закрыта.
Но когда счет движения капитала открыт, а рынок облигаций заменяет банки, для центрального банка намного эффективнее сфокусировать внимание на стоимости кредита, чем на его объемах.
Кроме того, попытка кредитовать в первую очередь заслуживающих внимания заемщиков говорит о сохранившихся инстинктах плановой экономики. С другой стороны, Китай в последние годы зашел довольно далеко в либерализации своей финансовой системы, а центральный банк шаг за шагом переключается на ценовую монетарную политику.
Установка на перекредитование, причем в небольших объемах, поможет экономике пройти без серьезных потерь нынешние структурные преобразования. В Китае смягчение всегда было количественным. Задача – уйти от этого.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу