13 мая 2015 Financial Times

Кроме того, изначально правительство не учитывало негативные последствия долгих месяцев политической неопределенности и жесточайшего дефицита ликвидности для экономики страны. В ноябре Европейская комиссия предполагала, что она вырастет на 2.9% в этом году, но теперь этот прогноз снижен до 0.5%, но, возможно, и он слишком оптимистичен. Раз экономика ухудшается, значит Афинам будет сложнее свести концы с концами. Даже если кредиторы понизят для нее бюджетные цели на этот год, правительству придется пойти на новые меры фискальной консолидации, что еще больше повредит экономике. Афинам отчаянно не хватает денег. В целом, по данным Агентства по управлению долгами Греции, страна должна 324 млрд. евро. Из них она сегодня уже выплатила 750 млн. МВФ, а 1.5 млрд. еще предстоит отдать в июне. Ципрас надеется, что в течение ближайших нескольких недель ему удастся убедить своих коллег из Еврозоны одолжить стране еще немного денег, чтобы избежать банкротства. Но это возможно только в том случае, если он перешагнет черту, которую он пообещал не преступать - по вопросу пенсий, трудового законодательства и налога на добавленную стоимость.
Даже если Афинам удастся избежать немедленного кризиса ликвидности, в долгосрочной перспективе проблемы будут накапливаться. Переговоры по долгосрочным долгам должны завершиться к концу июня, но они не начнутся,пока не будут достигнуты договоренности по краткосрочным займам. Дело не только в сжатых сроках, но и в стесненных средствах. Состояние греческой экономики ухудшается, поэтому следующая программа помощи потребует больше озвученных ранее 50 млрд. евро. Будет сложно убедить другие страны Еврозоны наскрести для Греции такую сумму, в том числе и потому, что доверие к стране практически исчезло. Принимая во внимание такие мрачные прогнозы, следует оценить альтернативные сценарии. Их два: дефолт и выход из состава Еврозоны; или дефолт и сохранение евро. Последний - меньшее из зол, хотя и тут, как говориться, хрен редьки не слаще. Чтобы свести к минимуму ущерб, правительству придется рекапитализировать банки, поскольку дефолт правительства запустит череду банкротств в финансовом секторе. Если банки не будут рекапитализированы, Европейский центральный банк перекроет им ликвидность, кредиторы обанкротятся, а экономика продолжит падать в бесконечно глубокую пропасть.
Проблема в том, что у Афин нет денег, чтобы самостоятельно спасти банки, из внешних источников страна их тоже не получит. Единственный выход - «подставить» вкладчиков и превратить часть их сбережений в новый собственный капитал банков. Несмотря на то, что риски банков на рынке государственных облигаций не так уж велики, им потребуется рекапитализация, поскольку значительная доля кредитов, выданных частному сектору также перейдет в разряд плохих долгов. Вкладчикам, вероятно, придется лишится многого, что станет ударом для экономики. В случае дефолта, Афинам также придется научиться жить по средствам. Конечно, правительству не нужно будет искать деньги, чтобы расплатиться с кредиторами, но зарплаты и пенсии будут урезаны, потому что налоговые поступления сократятся в согласии с состоянием экономики. Некоторые обозреватели, включая Мартина Вульфа из The Financial Times, предполагают, что Афины выплатят зарплаты и пенсии через выпуск долговых расписок. Но это плохая идея, поскольку люди увидят в этих расписках намеки на новую драхму и быстро их обесценят.
Налоговые поступления упадут - отчасти, из-за сокращения экономики, и частично из-за того, что, предвидя возврат к драхме, люди не захотят платить налоги в евро. Таким образом, правительству придется выпустить новые долговые расписки, замкнув тем самым порочный круг, где выход из Еврозоны может стать самоисполняющимся пророчеством. Это тоже не слишком привлекательный вариант. Даже если не учитывать тот факт, что греки в большинстве своем хотят остаться в Еврозоне, переход к драхме превратится в ночной кошмар. Вряд ли, вернувшись к драхме, правительство Греции возьмется за ум и начнет вести ответственную экономическую политику. Скорее всего, оно будет просто печатать деньги, разжигая инфляцию и девальвацию. План Б действительно плох, поэтому Ципрасу не мешало бы наконец выработать реалистичную стратегию поведения с кредиторами. И как можно быстрее.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
