Разгадка феномена «курица-яйцо» в экономике США!
Если компании продолжат наем работников, экономика будет чувствовать себя просто прекрасно. В этой фразе что-то все же противоречит внутреннему здравому смыслу, и слишком частое ее повторение (одно из любимых успокаивающих средств в среде экономистов), совсем не делает ее правдивей. Я имею в виду, что компании не нанимают лишь по доброте душевной или чтобы получить премию за гуманизм. Просто им нужны люди, чтобы производить товары и оказывать услуги, которые потребители хотят купить, чтобы в последствии получить прибыль.
Компании были бы рады делать все это посредством машин, которым не надо оплачивать отпуска, обеденное время или больничные (хотя такие времена может уже не за горами). Промышленное оборудование не требует социального обеспечения, не жалуется на босса и не подает в суд за домогательства. Однако большинство компаний не могут работать без людей, пока что. Так что они нанимают минимальное количество работников, которое им необходимо, чтобы получить максимально возможную прибыль. Может быть грубовато сказано, но именно так все и работает.
Так что говорить, когда видишь комментарии, искажающие, естественный ход вещей?
Например, новости от 27 июля о том, что темпы роста американской экономики во втором квартале составили 3,4% против 0,6% в первом вызвали такое высказывание экономиста: «Настоящей опасностью для потребительских расходов является то, что по какой-либо причине компании нажмут на тормоза и прекратят нанимать». То есть, если фирмы продолжат увеличивать занятость населения, потребители будут продолжать тратить свои заработные платы. Катализатором в такой модели является наем.
Вся проблема в данной логической цепочке в том, что руководители компании не встают в одно прекрасное утро и не принимают важное решение уволить 10% рабочей силы. Они переходят к действиям на основе чего-то другого, и это другое - спрос. Опора на наем для поддержки потребительских расходов – это одна из тем а-ля «курица/яйцо», за исключением данного случая, когда яйцо (спрос) все же появляется раньше курицы (найма).
«Перед началом каждой рецессии люди получают доход, но по какой-то причине не тратят его весь», - отмечает главный экономист Northern Trust Corp. Пол Казриель. «Множество людей зажали немножко средств и вот оно преумноженное воздействие на экономику». Они делают это перед тем, как начинает расти ставка б/р. На самом деле, «вот почему она начинает расти». Наличие работы и получение з/п – это не гарантия расходов. Если бы так и было, развитие продолжалось бы бесконечно долго».
Спад расходов
Одной из загадок текущего экономического цикла является то, насколько хорошо держится занятость относительно темпов экономического роста. Рост реального ВВП снизился до 1.8% за год, заканчивающийся в июне, однако ставка б/р не хочет останавливаться. Она застряла в диапазоне 4,4-4,6%, что вызывает праведный гнев у ФРС из-за «больших объемов использования ресурсов». (ЦБ никогда не говорит, что работает слишком много людей – это политически некорректно, хотя, может быть, для них это звучит настолько же глупо, насколько и для меня).
Тем временем, потребительские расходы сократились. Во втором квартале реальные потребительские расходы выросли на 2.9 г/г против пика в 4% в первом квартале 2004.
В квартальном исчислении расходы сократились до 1.3% с 3.7%. Конечно, один квартал тренда не делает, однако третий квартал начался с печальных результатов со стороны автомобилестроителей. Годовой уровень продаж упал в июле до 15.5 млн., седьмое подряд месячное снижение.
Снижение занятости
Еще одна потребительская тема крупных масштабов, жилье, также переживает не лучшие времена. Растущие уровни нарушения обязательств и непогашения в субстандартном кредитовании перекинулись на ипотечные займы людям с прекрасной кредитной историей. Кредиторы поднимают ставки и применяют более жесткие стандарты. Цены на жилье падают в годовом исчислении. Все это оказывает влияние на большое число рискованных активов, особенно, на арене структурных финансов, не говоря уже о ценах акций компаний, которые их создают.
Ничего удивительного, что работодатели начинают реагировать на сообщения.
Однако потребители, сокращающие расходы, посылая серьезное сообщение бизнесу, отправляют небольшое и Федрезерву.
``Когда поступления кредитов со стороны домохозяйств увеличится'' – когда потребители начнут больше сберегать -- ``каркас процентных ставок обвалится,'' – считает Казриель. ``Ставка не может пойти вниз'', потому что ФРС поддерживает ее на поверхности. ``Так что единственный путь удержать ее – сократить обеспечение кредита, который она создает''.
Когда сырье кредитов сократится, потребители снизят свои расходы. И вот тогда-то работодатели получат свое сообщение, никак не наоборот.
Каролина Баум, по материалам http://www.bloomberg.com/
Перевод Афанасьевой Алены