27 мая 2015 Фонд Стратегической Культуры Катасонов Валентин
Проблема государственного долга – одна из самых острых для Украины. Страна стремительно движется к дефолту. Принятие Верховной радой закона «Об особенностях осуществления операций с государственным, гарантированным государством и внутренним долгом», дающего правительству право вводить мораторий на обслуживание и погашение долговых обязательств частных кредиторов, – это уже дефолт наполовину.
Выступая в парламенте накануне голосования по упомянутому закону, украинский премьер заявил: «Янукович и его банда за три года взяли 40 млрд. Люди их не увидели, они пропали, но это легло долгом на каждую украинскую семью. Я хочу, чтобы мы освободили Украину от долгового ярма».
А теперь сравним некоторые цифры и посмотрим, кто больше похож на банду. Заметим также, что общая сумма взятых кредитов – не самый подходящий показатель для оценки финансовой деятельности правительства. Для оценки финансовой политики того или иного режима лучше использовать не показатель валового объема кредитов за период его правления, а величину государственного долга в начале и конце этого правления.
Упомянутая выше Яценюком валовая сумма кредитов 40 млрд. долл. приходится не на три, а на четыре года (Янукович находился у власти с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года). То есть в среднем на год правления Януковича приходится 10 млрд. долл. А теперь обратимся к нынешнему украинскому режиму. В начале декабря 2014 года Яценюк заявил в Верховной раде, что Украина за прошлый неполный год получила внешних займов и кредитов на сумму 9 млрд. долл. В марте 2015 года Украина получила кредит от МВФ на сумму 17,5 млрд. долл. В сумме же валовой объем кредитов достигает 26,5 млрд. долл. И это за год с небольшим с момента февральского переворота 2014 года. То есть в расчете на год при Яценюке Украина взяла денег в долг в 2,5 раза больше, чем при Януковиче.
Теперь о показателе государственной задолженности Украины при Януковиче и Яценюке. Приведем официальные данные Минфина Украины (табл. 1).
Из табл. 1 следует, что Яценюку удалось снизить совокупный государственный долг за счет сокращения его внутренней части. Неужели нынешний украинский премьер решил отдать приоритет в погашении государственного долга внутренним его держателям? Неужели это правительство действительно погасило внутренних государственных долгов на сумму 13,1 млрд. долл.? С точки зрения правил «Вашингтонского консенсуса» это откровенный бунт против «финансового интернационала». Там, как известно, действует железный принцип приоритета внешних финансовых обязательств перед внутренними. Однако никакого бунта, конечно, не было. Речь идет о том, что за время правления Яценюка произошло резкое обесценение гривны, что привело к впечатляющему снижению валютного эквивалента внутреннего государственного долга. Внутренний долг по закону номинируется в гривнах. Существенная его часть также обслуживается и погашается в гривнах. При Яценюке внутренний государственный долг, выраженный в гривнах, вырос в 1,85 раза, а совокупный государственный долг – в 2,61 раза (табл. 2).
Однако при Януковиче из общего прироста государственного долга две трети были обеспечены за счет прироста внутреннего и одна треть – за счет прироста внешнего долга. Тогда гривна была устойчива, поэтому расчеты долга, выраженного как в долларах, так и в гривнах, давали одинаковые результаты.
Если мы возьмем показатель долга в гривнах, то выясним, что общий прирост государственного долга за период 01.01.2014 – 01.04.2015 составил 940 млрд. грн., причем прирост внешнего государственного долга – 698 млрд. грн. Таким образом, общий прирост государственного долга Украины при Яценюке на 74,3% был обеспечен за счет прироста внешней его части. Налицо не просто утяжеление долгового ярма при нынешнем режиме – гораздо тяжелее стало внешнее долговое ярмо.
Возвратимся к табл. 1. Из нее видно, что за четыре года правления Януковича внешний долг Украины вырос на 11,0 млрд. долл., а за 1 ¼ года правления нынешнего режима – на 8,7 млрд. долл. В первом случае среднегодовое значение прироста внешнего долга равно 4,25 млрд. долл., во втором случае – 7,33 млрд. долл. Как говорится, почувствуйте разницу.
Обратим внимание на то, что внутренний государственный долг мало волнует нынешние украинские власти. По мнению Яценюка и компании, внутренние держатели государственного долга могут подождать. Причем ждать могут бесконечно долго. Поэтому никакого дефолта по внутренним долговым обязательствам государство объявлять не собирается. Официальный Киев имеет мощный административно-силовой ресурс, чтобы с легкостью проводить так называемые реструктуризации внутреннего долга, а проще говоря, в одностороннем порядке отказываться от своих внутренних долгов. Так, государство уже отказалось от обслуживания и погашения долга по тем казначейским бумагам, которые в свое время были приобретены государственными и полугосударственными банками Украины (что, кстати, грозит крахом банковской системы страны).
Специалисты прекрасно знают, что наиболее объективным и точным показателем, с помощью которого можно оценивать финансовые результаты деятельности правительства, является относительный показатель государственного долга (отношение долга к валовому внутреннему продукту).
Данные табл. 3 красноречиво свидетельствуют о том, каковы «достижения» в области управления внешним долгом у правительства времен Януковича и у правительства Яценюка. При первом за 4 года прирост составил 5,4 проц. пункта, при втором за 1 ¼ года – 30,1 проц. пункта. Опять хочется сказать: почувствуйте разницу. «Достижения» правительства Яценюка в области увеличения задолженности страны можно занести в книгу рекордов Гиннеса, поскольку даже африканским странам не удавалось за столь короткие сроки так утяжелять свое внешнее долговое ярмо.
Так что уж если называть команду Януковича бандой, то команда Яценюка заслуживает наименования банды в квадрате.
http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Выступая в парламенте накануне голосования по упомянутому закону, украинский премьер заявил: «Янукович и его банда за три года взяли 40 млрд. Люди их не увидели, они пропали, но это легло долгом на каждую украинскую семью. Я хочу, чтобы мы освободили Украину от долгового ярма».
А теперь сравним некоторые цифры и посмотрим, кто больше похож на банду. Заметим также, что общая сумма взятых кредитов – не самый подходящий показатель для оценки финансовой деятельности правительства. Для оценки финансовой политики того или иного режима лучше использовать не показатель валового объема кредитов за период его правления, а величину государственного долга в начале и конце этого правления.
Упомянутая выше Яценюком валовая сумма кредитов 40 млрд. долл. приходится не на три, а на четыре года (Янукович находился у власти с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года). То есть в среднем на год правления Януковича приходится 10 млрд. долл. А теперь обратимся к нынешнему украинскому режиму. В начале декабря 2014 года Яценюк заявил в Верховной раде, что Украина за прошлый неполный год получила внешних займов и кредитов на сумму 9 млрд. долл. В марте 2015 года Украина получила кредит от МВФ на сумму 17,5 млрд. долл. В сумме же валовой объем кредитов достигает 26,5 млрд. долл. И это за год с небольшим с момента февральского переворота 2014 года. То есть в расчете на год при Яценюке Украина взяла денег в долг в 2,5 раза больше, чем при Януковиче.
Теперь о показателе государственной задолженности Украины при Януковиче и Яценюке. Приведем официальные данные Минфина Украины (табл. 1).
Из табл. 1 следует, что Яценюку удалось снизить совокупный государственный долг за счет сокращения его внутренней части. Неужели нынешний украинский премьер решил отдать приоритет в погашении государственного долга внутренним его держателям? Неужели это правительство действительно погасило внутренних государственных долгов на сумму 13,1 млрд. долл.? С точки зрения правил «Вашингтонского консенсуса» это откровенный бунт против «финансового интернационала». Там, как известно, действует железный принцип приоритета внешних финансовых обязательств перед внутренними. Однако никакого бунта, конечно, не было. Речь идет о том, что за время правления Яценюка произошло резкое обесценение гривны, что привело к впечатляющему снижению валютного эквивалента внутреннего государственного долга. Внутренний долг по закону номинируется в гривнах. Существенная его часть также обслуживается и погашается в гривнах. При Яценюке внутренний государственный долг, выраженный в гривнах, вырос в 1,85 раза, а совокупный государственный долг – в 2,61 раза (табл. 2).
Однако при Януковиче из общего прироста государственного долга две трети были обеспечены за счет прироста внутреннего и одна треть – за счет прироста внешнего долга. Тогда гривна была устойчива, поэтому расчеты долга, выраженного как в долларах, так и в гривнах, давали одинаковые результаты.
Если мы возьмем показатель долга в гривнах, то выясним, что общий прирост государственного долга за период 01.01.2014 – 01.04.2015 составил 940 млрд. грн., причем прирост внешнего государственного долга – 698 млрд. грн. Таким образом, общий прирост государственного долга Украины при Яценюке на 74,3% был обеспечен за счет прироста внешней его части. Налицо не просто утяжеление долгового ярма при нынешнем режиме – гораздо тяжелее стало внешнее долговое ярмо.
Возвратимся к табл. 1. Из нее видно, что за четыре года правления Януковича внешний долг Украины вырос на 11,0 млрд. долл., а за 1 ¼ года правления нынешнего режима – на 8,7 млрд. долл. В первом случае среднегодовое значение прироста внешнего долга равно 4,25 млрд. долл., во втором случае – 7,33 млрд. долл. Как говорится, почувствуйте разницу.
Обратим внимание на то, что внутренний государственный долг мало волнует нынешние украинские власти. По мнению Яценюка и компании, внутренние держатели государственного долга могут подождать. Причем ждать могут бесконечно долго. Поэтому никакого дефолта по внутренним долговым обязательствам государство объявлять не собирается. Официальный Киев имеет мощный административно-силовой ресурс, чтобы с легкостью проводить так называемые реструктуризации внутреннего долга, а проще говоря, в одностороннем порядке отказываться от своих внутренних долгов. Так, государство уже отказалось от обслуживания и погашения долга по тем казначейским бумагам, которые в свое время были приобретены государственными и полугосударственными банками Украины (что, кстати, грозит крахом банковской системы страны).
Специалисты прекрасно знают, что наиболее объективным и точным показателем, с помощью которого можно оценивать финансовые результаты деятельности правительства, является относительный показатель государственного долга (отношение долга к валовому внутреннему продукту).
Данные табл. 3 красноречиво свидетельствуют о том, каковы «достижения» в области управления внешним долгом у правительства времен Януковича и у правительства Яценюка. При первом за 4 года прирост составил 5,4 проц. пункта, при втором за 1 ¼ года – 30,1 проц. пункта. Опять хочется сказать: почувствуйте разницу. «Достижения» правительства Яценюка в области увеличения задолженности страны можно занести в книгу рекордов Гиннеса, поскольку даже африканским странам не удавалось за столь короткие сроки так утяжелять свое внешнее долговое ярмо.
Так что уж если называть команду Януковича бандой, то команда Яценюка заслуживает наименования банды в квадрате.
http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу