1 июня 2015 Financial Times
Исполнение людских желаний не входит в компетенцию правительства.
В современной политике покупка голосов избирателей в розницу справедливо считается делом незаконным. Зато оптом - можно. Предлагать государственные деньги определенным группам или слоям населения не считается чем-то зазорным, при наличии убедительных обоснований, конечно. Без особенных усилий и даже без определенного количества пядей во лбу можно оправдать помощь малоимущим, больным, престарелым, или же молодым. Но как оправдать передачу крупных сумм денег из государственной казны людям, которым посчастливилось выиграть в жилищной версии игры в «горячие стулья»? Предположительно, никак. И все же это одна из флагманских политик британского правительства. Предлагать «право покупки» жильцам жилищно-строительных кооперативов хуже преступления. Это роковая ошибка. Эта новая политическая инициатива - хорошо забытое право на выкуп муниципального жилья, введенное Тэтчер в 1980-х. В рамках этой политики, жильцы, сумевшие занять пресловутый «горячий стул» получают огромные скидки при покупке занимаемого ими жилого помещения. Сейчас максимальная скидка для жилья за пределами Лондона составляет 78 тыс. фунтов, а в столице - 104 тыс. фунтов. Не удивительно, что эта политика пользуется такой популярностью у тех, кто получает преимущество. За последние три десятилетия почти 2 млн. домов перешли в частные руки.
Я всегда считал эту политику возмутительной и неприемлемой, поскольку она подразумевает выделение крупных сумм из гос. бюджета для горстки счастливчиков. Реальный масштаб этих трансфертов скрывается исключительно за счет глупой навязчивой идеи о сокращении гос. долга вместо наведения порядка в государственных балансах. Кроме того, в результате реализации этой политики муниципальные власти перестали строить новые дома. В Англии число домов, построенных муниципалитетами сократилось с 137000 единиц в 1969-70 до 1230 в 2014-15. Это же частично объясняет и общее сокращение объемов стороящегося жилья с 306870 домов в 1969-70 до всего лишь 125110 в прошлом году.
Теперь же правительство хочет замахнуться на последний источник «доступного жилья»: на благотворительные организации, известные как жилищно-строительные кооперативы. Строительство жилья этими кооперативами хотя бы частично компенсировало сокращение объемов строительства муниципальными властями, оно увеличилось с 7 тыс. домов в 1969-1970 годах до 27 тыс. в прошлом году. У 800 тыс. жильцов в таких кооперативов уже давно есть право на покупку, но доступная им скидка отнюдь невелика. Новая же политика предполагает сделать щедрый жест для 1.3 млн. додмохозяйств - они получат такую же скидку как и те, кто выкупает муниципальное жилье.
Правительство планирует компенсировать утрату жилищно-строительных кооперативов, вынудив местные власти продавать незаселенные элитные дома. Но сработает ли эта схема? Весьма сомнительно, поскольку маловероятно, что они пустуют в областях с самой высокой стоимостью жилья (и, соответственно, являются наиболее ценными для муниципалитета с коммерческой точки). И это флагманская политика партии, которая, предположительно, предана принципам рыночного и осторожного управления государственными средствами. Однако на деле все сводится к экспроприации частной собственности. По сути, эта политика также приведет к тому, что важная часть бюджетного жилья превратится в дорогостоящее жилье в аренду, которое будет приносить прибыль тем жильцам, которым посчастливилось стать домовладельцами. По мнению Ства Хоулетта, генерального директора жилищно-строительного кооператива Peabody, основанного в 1862 году, вместо десяти проданных социальных домов строится только один.
Сейчас пятнадцать крупнейших жилищно-строительных кооперативов Лондона отвечают за 40% нового жилья в городе. В рамках новой политики этот источник быстро иссякнет. Только вдумайтесь: кто станет вкладывать крупные суммы денег в благотворительные организации, чьи активы разграбляются с одобрения государства? На деле вряд ли муниципалитеты будут компенсировать кооперативам полную рыночную стоимость утраченной недвижимости, хотя правительство утверждает обратное. Муниципальные власти крайне стеснены в средствах из-за пошлых и будущих программ фискальной консолидации. Бессовестно требовать от них тратить деньги на финансирование таких аттракционов неслыханной щедрости. И что еще более важно, эта программа не поможет решить проблему жилья, которая которая заключается в дефиците предложения.
Правительство в свое оправдание приводит единственный неубедительный довод о том, что оно помогает многим людям исполнить мечту о собственном жилье. (На самом же деле, эта программа не требует, чтобы в выкупленном жилье проживал владелец). Более того, Консерваторы, как никто другой, должны понимать, что в задачи правительства не входит исполнение чьих-то желаний, если это не отвечает фундаментальным социальным потребностям. Предоставляя такие выборочные трансферты денежных средств ограниченному числу счастливчиков, нельзя выполнить этот ключевой критерий. Это значит, что мы имеем дело с коррупционной политикой. Правительству следует еще раз хорошо подумать. Оно вряд ли это сделает, хотя и должно.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу