17 июня 2015 The Wall Street Journal
Отсутствие прогресса в переговорах между Грецией и ее кредиторами, мягко говоря, настораживает. Министр финансов страны Янис Варуфакис провел линию, заявив, что страна больше не будет менять свои предложения по экономическим реформам.
Дефолт – не повод покидать еврозону
Wall Street Journal пишет, что идея о том, что после дефолта Греция останется в еврозоне, набирает все большую популярность. По сути, это самый удобный вариант для руководства валютного союза: во-первых, он уменьшит панику на рынке, а во-вторых, поддержит веру в жизнеспособность евро, позволив избежать опасного прецедента. Сторонники этой точки зрения делятся на тех, кто полагает, что после дефолта Греция будет вынуждена принять условия кредиторов, и тех, кто уверен, что немедленное исключение страны из еврозоны вызовет масштабный кризис, который не ограничится одной Грецией.
Без кредитов Греции понадобится еще одна валюта
При любом раскладе, если Греция не получит денег от кредиторов, то для того, чтобы выплатить зарплаты и рассчитаться с подрядчиками правительства, ей придется ввести в обращение параллельную валюту в форме долга перед собственными гражданами (IOU). В то же время, Греция попытается сохранить евро в качестве законного платежного средства.
Проблема будет заключаться в вопросе доверия к новым обязательствам и к тому, что они будут когда-либо конвертированы в евро. Кроме того, нужно отметить, что Афины очень сильно зависят от Европейского Центробанка в плане помощи греческим банкам – в случае дефолта деньги по этому каналу с большой вероятностью перестанут поступать. Вся эта неопределенность приведет к обесценению новой валюты по отношению к евро и возникновению теневого рынка, на котором евро будет продаваться дороже официального курса. Если греческое правительство прибегнет к мерам по ограничению движения капитала и запретит забирать депозиты из банков, возникнет третий обменный курс с разными ценами на наличные и безналичные евро. Такой шаг грозит резким снижением экономической активности. Плюс ко всему, чтобы поддержать параллельную валюту греческому руководству, скорее всего, придется, сократить расходы – мера, которой оно так долго противилось.
Вот почему многие экономисты полагают, что если Греция пойдет по этому пути, ей все равно придется, в конце концов, отказаться от евро, и параллельная валюта возьмет верх: согласно закону Грешема, «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие, если обменный курс устанавливается законом». Т.е. у Греции не получится одновременно пользоваться преимуществами евро и проводить свою собственную денежно-кредитную политику.
ЕЦБ обезопасил Европу
Варуфакис и сам греческий премьер Алексис Ципрас считают, что у них в руках есть мощный козырь – возможность шантажировать лидеров еврозоны угрозой дефолта Греции. Однако, судя по всему, европейское руководство вовсе не боится такого исхода.
Причина в том, что в январе ЕЦБ предпринял меры, чтобы обезопасить остальные государства валютного союза от потенциального коллапса греческих финансов, а именно запустил количественное смягчение (QE) – масштабную программу по покупке облигаций, которая должна ну допустить развития европейских событий по сценарию Lehman Brothers. Появившаяся у ЕЦБ способность печатать деньги практически в неограниченных количествах, чтобы поддержать правительства и банки, снизила угрозу распространения в Европе греческого «недуга». Именно эта подушка безопасности отличает текущую ситуацию от того, что происходило в 2010 и 2012 гг. – риск дефолта Греции вырос, однако спать Ангеле Меркель и другим стало спокойнее. В частности, если держатели, например, португальских бондов начнут сбрасывать с рук эти бумаги, ЕЦБ увеличит объем их покупки, стабилизируя ситуацию.
Если компромисс все же последует
Пока участники рынка по-прежнему ждут, что в последнюю минуту правительство Ципраса все-таки выбросит белый флаг и успеет до конца июня согласиться на все условия, которыми сопровождаются европейские кредиты. В этом случае все также будет не так просто. Сможет ли Ципрас убедить радикальных членов партии Сириза одобрить соглашение? Как будут решаться финансовые проблемы Афин, пока в течение лета будет продолжаться работа над долгосрочным договором с кредиторами? Смогут ли стороны достичь таких долгосрочных договоренностей?
Выходом из ситуации может стать объявление досрочных выборов или референдума. Экономика Греции, которая восстанавливалась в конце прошлого года, вернулась к рецессии после того, как в феврале партия Сириза пришла к власти. Согласно опросам общественного мнения, 70-80% населения страны хотят, чтобы Греция осталась в еврозоне, а 40-50% считают, что необходимо выполнить требования кредиторов. На прошлой неделе несколько опросов показали, что более половины респондентов недовольны тем, как текущее правительство ведет переговоры. Выборы смогут приструнить радикальное крыло Сиризы. Кроме того, новое правительство будет обладать более сильным мандатом от греческого населения на принятие глобальных долгосрочных решений, что должно будет вселить в кредиторов некоторую уверенность в том, что Афины станут соблюдать взятые на себя обязательства.
Не стоит думать, что проблемы и риски связаны только с Грецией и со стороны стран-кредиторов все пойдет гладко: их лидерам придется убеждать национальные парламенты открыть Греции новую линию помощи. По понятным причинам МВФ также вряд ли будет гореть желанием помогать Греции, а без фонда убедить немецкий парламент снова инвестировать в Грецию будет практически невозможно.
Какой из двух вариантов ни выберет Греция – дефолт или компромисс с кредиторами – ясно одно: легким этот путь точно не будет.
http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу