10 июля 2015 MixedNews
Согласно докладу, опубликованному газетой «Financial Times» во вторник, «головокружительный коктейль сверхнизких затрат на финансирование» привел к тому, общий объем сделок по слиянию и поглощению в США в январе-июне текущего года увеличился до 1 триллиона долларов, превысив таким образом на 60 процентов показатель аналогичного периода прошлого года, и достиг наивысшего значения за все годы наблюдений, начиная с 1980-го. Цена приобретения компаний достигла новых рекордных значений, в среднем в 16 раз превышающих прибыль до уплаты процентов, налогов, снижения стоимости и амортизации. В 2007 году этот показатель составлял в среднем 14,3. В одной крупной сделке по поглощению это соотношение достигло
Ажиотаж в этот раз даже превышает тот, который предшествовал финансовому кризису 2008 года, и он не ограничивается экономикой Америки. Глобальный уровень слияний и поглощений в первом полугодии 2015 года вырос на 38 процентов по сравнению с прошлым годом, и их объем достиг 2,18 триллионов долларов, то есть наивысшего значения с 2007 года.
Эти цифры являются очередным указанием на тот факт, что паразитическая деятельность – приобретение компаний, нередко на заемные деньги, полученные под сверхнизкие проценты и дальнейшее разграбление их активов – все чаще заменяет продуктивные инвестиции в качестве источника прибыли.
Однако даже у самих участников уже возникло ощущение, что эта оргия не может продолжаться бесконечно. Один «крупный банкир» заявил «Financial Times», что этот год «похож на последний день Помпеи: все гадают, когда же произойдет извержение вулкана».
Предупреждения об очередном финансовом взрыве и о неспособности центральных банков и финансовых властей справиться с ним являлись центральной темой ежегодного доклада Банка международных расчетов (БМР), опубликованного в воскресенье.
БМР, который иногда называют «банком центробанков», крайне критично относится к режиму сверхнизких процентных ставок и вбрасыванию центральными банками денег в финансовые рынки. Он был одним из немногих финансовых учреждений, предупреждавших о создании условий для кризиса в годы, предшествовавшие 2008, и весьма критично настроен в отношении монетарной политики, проводимой с тех пор.
Согласно докладу МБР «в некоторых юрисдикциях монетарная политика уже настолько приблизилась к своим внешним пределам, что начинает раздвигать границы немыслимого». В докладе подчеркивается, что корни кризиса следует искать в устойчивом снижении реальных процентных ставок, начавшемся еще в 1980х. Обвал процентных ставок послужил толчком к росту задолженности, при этом становилось все труднее поднять процентную ставку, чтобы предотвратить кризис. А когда он произошел, реакция монетарных властей заключалась в дальнейшем снижении процентных ставок.
В своих комментариях к докладу, глава МБР Клаудио Борио сказал, что реальные процентные ставки в крупнейших экономиках мира никогда еще не оставались на таком низком уровне в течение столь долгого времени. «Низкие процентные ставки не только отражают нынешнюю слабость экономики, но также отчасти являются ее причиной, подпитывая дорогостоящие финансовые бумы и спады, а также мешая процессу урегулирования. В результате – чрезмерно большая задолженность, слишком низкий уровень экономического роста и еще более низкие процентные ставки.
Опровергая миф о том, что центральные банки и монетарные власти каким-то образом контролируют глобальную финансовую систему и обладают ясным пониманием того, что они делают, доклад МБР отмечает, что «существует крайняя неопределенность взглядов относительно принципов работы мировой экономики». В документе сказано также, что «азартные игры на финансовых рынках продолжались слишком долго», а «иллюзия, что рынки сохранят свою ликвидность в условиях стресса, является слишком распространенной».
Под «иллюзией» относительно ликвидности имеется в виду ситуация, когда все инвесторы и спекулянты захотят только продавать, и на рынке внезапно не окажется ни одного покупателя.
МБР предостерегает, что переполненность рынков, ведущая к рекордно низким процентным ставкам, создает условия для кризиса, который центральные банки не смогут контролировать, вследствие собственной прежней политики. «Чем сильнее растягивать эластичную резину, тем больнее она ударит в конце концов», говорится в докладе.
Таким образом, необходимо предпринять меры для нормализации монетарной политики, чтобы обеспечить возможность ее контроля в момент наступления следующей рецессии, «которая, без сомнения, наступит раньше или позже». Центральные банки окажутся не в состоянии реагировать на изменения в экономике путем снижения процентных ставок, поскольку они и без того близки к нулю. «Какой толк от ружья, если не осталось ни одного патрона?», спрашивают авторы доклада.
Основная идея доклада МБР состоит в том, что, хотя финансовые пузыри, провоцирующие обратный выкуп обесценившихся акций и сделки по слиянию и поглощению, возможно, являются решением краткосрочных проблем экономики, в долгосрочной перспективе они просто формируют условия для нового кризиса.
Хотя об этом и не говорится прямо, критика экспертами МБР нынешней монетарной политики является выражением того факта, что, в конечном счете, источник любой формы прибыли – это добавленная стоимость, возникающая в результате деятельности рабочего класса. Следовательно, единственным методом, с помощью которого капитал может преодолеть кризис и восстановить стабильность, является существенное ужесточение эксплуатации.
Итак, главной рекомендацией, содержащейся в докладе, является отказ от доминирующей роли монетарной политики и введение «инициатив структурного характера».
Горький опыт последнего десятилетия ясно указывает, что именно означают эти меры – ухудшение условий труда, сокращение основных социальных гарантий, а также других государственных расходов, в сочетании с «гибкостью» рынков труда. По мнению авторов доклада МБР, необходимо создать условия для «инноваций и предпринимательства», обеспечив большую свободу рынка.
Доклад призывает также к принятию мер, направленных на «повышение показателей участия в рабочей силе». Это означает создание новых источников дешевой рабочей силы путем принуждения инвалидов и пенсионеров возвращаться на свои рабочие места из-за отмены их права на соответствующие выплаты.
Доклад не содержит конкретных рекомендаций о том, каким именно образом эти меры, которые уже применяются во всех крупных странах, можно интенсифицировать, ограничиваясь предупреждением, что это будет связано с «политическими трудностями». Под «трудностями» следует понимать тот факт, что их введение совершенно несовместимо с сохранением демократической системы правления.
МБР предпочел умолчать о том, что означают его рекомендации с политической точки зрения. Однако, другой доклад, выпущенный американским гигантом в сфере банковской деятельности и инвестиций JPMorgan Chase два года назад, содержал точные формулировки относительно существенных проблем в политических системах ряда стран Европы, таких как Греция, Испания, Португалия и Италия.
Конституции этих стран, говорилось в докладе, были написаны после разгрома фашизма и содержат нормы, не способствующие решению проблем, возникающих во время финансовых кризисов. Среди них названы «слабая исполнительная власть, недостаточность полномочий центральных органов по управлению регионами, конституционная защита трудовых прав, система формирования консенсуса, ведущая к политическому иждивенчеству, а также право на выражение протеста в случае неблагоприятных изменений социального положения».
Другими словами, должен быть восстановлен тот тип политических, экономических и социальных условий, который преобладал при фашистских режимах, когда капитал обладал полной и неограниченной свободой действий.
В течение двух последних лет эти планы осуществляются в Греции путем диктата со стороны Европейского Союза, Международного валютного фонда и Европейского Центрального Банка, которые настаивают на том, что право на любое выражение интересов народных масс, даже в стесненных рамках буржуазной демократии, должно быть пересмотрено и растоптано в интересах политики прибыли. Однако, это касается не только Греции.
Экономическая и социальная катастрофа в Греции произошла не в результате особых условий, свойственных только этой стране, а в результате общего краха глобальной капиталистической системы. Греция – испытательный полигон для тех мер, которые в будущем могут быть применены в любой стране, которая, как дает понять доклад МБР, вызовет особую тревогу у финансовых и деловых элит.
http://mixednews.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу