14 июля 2015 The Economist
В ближайшие месяцы американская экономика совершит разворот, который определит ее дальнейшую судьбу. После шести лет политики легких денег и нулевой процентной ставки, после трех раундов количественного смягчения, Федрезерв наконец-то готовится начать ужесточение. Войдет ли 2015 год в историю? Центробанк, судя по всему, думает именно так. По крайней мере, согласно последним прогнозам 15 из 17 членов Федерального комитета по открытым рынкам рассчитывают на повышение ставки к концу года. Это мнение частично основано на предположении, что инфляция устремится к целевому уровню 2%. Повышение ставки поможет Центробанку сохранить контроль над инфляцией и предотвратить формирование возможных пузырей на фондовом рынке и в сфере жилой недвижимости. Протокол последнего заседания Федерального комитета по открытым рынкам показал, что чиновники рассчитывают повышением ставки продемонстрировать свою уверенность в экономике. Но такой точки зрения придерживаются не все. Международный валютный фонд призвал ФРС не повышать ставки хотя бы до 2016 года. Фонд отмечает, что низкая инфляция и остаточная слабость на рынке труда требуют еще хотя бы несколько месяцев политики легких денег. Если поднять ставки слишком рано, можно дестабилизировать финансовые рынки и увеличить риск дефляции. Более того, во многих случаях процентные ставки далеко не самый эффективный инструмент сдерживания спекуляций на рынках активов.
Исторический анализ периодов восстановления после спадов показывает, что терпение - это благо. Предпочитаемый Федрезервом критерий потребительской инфляции - индекс расходов на личное потребление (РСЕ) - сейчас составляет всего 0.2% в годовом исчислении и не дотягивает до целевого значения 2% уже 38 месяцев подряд. Базовая инфляция не превышает 1.2%. В этом экономическом цикле индекс РСЕ в совокупности вырос на 9%. В периоды двух последних восстановлений к этому времени инфляция уже давно держалась выше 2%, а совокупный рост индекса составлял 15%. С ростом заработных плат ситуация аналогичная. Номинальные зарплаты сейчас растут на 1.9% в годовом исчислении, за весь период восстановления они увеличились на 13%. В предыдущих двух случаях зарплаты к этому времени росли на 4% в год, а совокупное увеличение достигло 19-20%.
И, наконец, безработица снизилась с циклического максимума 10% до текущего значения 5.3%, однако другие важные индикаторы не демонстрируют значительных улучшений. Участие в рабочей силе людей трудоспособного возраста (с 25 до 54 лет) лишь незначительно выше 30-летнего минимума. Доля занятых в общей численности экономически активного населения этой группы составляет 77.2%, что на 2.5% ниже, чем во время предыдущих двух циклов восстановления. Сентябрьское заседание FOMC уже не за горами, поэтому, очевидно, что споры о повышении ставки будут все громче. Монетарные «ястребы» пугают инфляцией и пузырями на рынках активов. А «голуби» предупреждают о том, что повышение ставки - даже самое незначительное - на данном этапе убьет хрупкий процесс восстановления американской экономики. Пока сложно судить, кто прав. И все же текущие экономические данные указывают на то, что Федрезерву спешить некуда.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу