План Бернаке: просто сказать НЕТ
Управляющий ФРС сочувствует заемщикам по программе субстандартного ипотечного кредитования, сочувствует Wall Street? но у него свои приоритеты.
Спокойный, рассудительный и собранный глава Федерального резервного банка Бен Бернанке сводит рынки с ума. Трейдеры в истерике кричат о "кредитном кризисе", который закончится рецессией, бывший профессор спокойно признает наличие проблемы, но продолжает толковать о стабильном экономическом росте. Они умоляют сделать деньги дешевле, доступнее, однако, Бернанке и его коллеги по Комитету стойко гнут свою линию. "Скандал!" - выдавил из себя один рыночный стратег из Северной Каролины. Джим Крамер, рыночный обозреватель на ТВ, в последней программе чуть не растворился в собственной испарине, доказывая, что Бернанке должен наполнить систему деньгами, чтобы остановить финансовый Армагеддон. "Он не имеет ни малейшего представления о том, каково нам здесь"! - кричал Крамер. Хладнокровие Беранке могло потрясти Wall Street может быть потрясена хладнокровием Бернаке, но удивить - навряд ли. Именно такую политику он отстаивал на протяжении всей своей карьеры. В Принстонском университете, где он преподавал в период с 1985 по 2002 годы, он всегда заявлял о том, что центральный банк должен держаться подальше от круговорота событий на финансовых рынках и делать акцент на показателях реальной экономики, таких как рост и инфляция. Он говорил о том, что ФРС должна установить инфляционную цель и затем достигать ее при помощи монетарной политики - подход, который лишит Центробанк статуса полубога и сделает его, кем-то вроде инженера-конструктора.
Проверка на прочность
После того, как Бернанке занял пост главы ФРС в феврале 2006 года, он не слишком часто упоминал о необходимости выработки инфляционной цели. Однако общая тенденция следовать такому подходу стала очевидна 7 августа, когда Федеральный комитет по открытым рынкам заявил о том, что оставляет ставку по федеральным фондам на уровне 5,25%. Члены комитета очень четко выразили свою позицию в отношении кредитного кризиса, отметил, что "кредитные условия ужесточились для некоторых домохозяйств и компаний, при этом на рынке жилья продолжается коррекция". Однако дальше последовала фраза о том, что "тем не менее, в течение ближайших кварталов экономика, скорее всего, продолжит развиваться умеренными темпами". Более того, Комитет отметил, что по-прежнему считает инфляцию ключевой проблемой, более насущной, чем возможность ослабления экономики. Безумства, творящиеся на рынке - прекрасный тест на прочность для осмотрительного подхода Бернаке, поскольку пока нет никаких очевидных доказательств присутствия системного кризиса, который заставил бы его отказаться от своих теорий и открыть монетарные плотины. Да, акции и бросовые облигации упали в цене, да, рынок ипотечного кредитования переживает суровые времена, а некоторые фирмы на Wall Street, такие как Bear Stearns, пожинают плоды своей неосмотрительности.
Однако для остальных областей, возможность подхватить заразу - опасение, касающееся будущего, а не страшная реальность. По данным индекса Merrill Lynch , в течение прошлого года, корпоративные облигации с рейтингом А агентства Standard & Poor's выросли на бесконечно малые 0,1%. Даже облигации с рейтингом В, которые считаются бросовыми, пережили рост доходности за последний год лишь на 0,6%, которая приблизилась к 9%, после падения в течение зимы, начиная с февраля набрали 1,7 пкт. Это больно, но не идет ни в какое сравнение с 1998 годом, когда рынки действительно обвалились. Тогда доходность по облигациям с рейтингом В подскочила на 3,1 пкт. За пять месяцев, превысив 12%. При Алане Грирспене ФРС отреагировала резким снижением процентной ставки, что, по мнению некоторых критиков, спровоцировало возникновение пузыря 1999 и 2000 годов.
Санитары леса?
Подход Бернанке ориентирован на то, что ФРС не может угодить всем одновременно. Если Центробанк понизит ставки, чтобы выручить из беды кредиторов и заемщиков по программе субстандартной ипотеки, это повысит риски излишнего кредитования и спекуляций в других секторах, и, возможно, приведет к росту инфляции и возникновению пузыря. Концепция Бернаке находит поддержку у многих ученых в области экономики. Среди наиболее известных - Алан Мельтцер, экономист по монетарным вопросам в Университете Carnegie-Mellon, который пишет историю ФРС. "Люди на Wall Street поднимают большой шум, потому что им не нравится терять деньги, и это вполне понятно", - считает он. "Однако было бы большой ошибкой менять политику, просто чтобы спасти людей, делающих глупые ошибки". Фактически, заявляет Мельтцер, убытки спекулянтов - как санитары леса. Они очистят и оздоровят финансовые рынки. "Капитализм без провалов, все равно, что религия без греха", - считает Мелтцер. "Это не сработает".
Обитатели Wall Street с доходами, выражающимися в семи и восьмизначных цифрах, совсем не похожи на жалких и угнетенных созданий. Но, к несчастью для миллионов заемщиков по субстандартной ипотеке, над их головами тоже навис карающий меч ФРС. Как ни странно, они бы выиграли, если бы проблемы субстандартного сектора перекинулись на остальные отрасли экономики, поскольку в этом случае ФРС была бы вынуждена понизить ставку. Сейчас они вместе с другими игроками на рынке жилья ощущают на себе последствия кампании ФРС против инфляции. Самым сильным контраргументов политике Бернаке является то, что его действия вредят низшему и среднему классам, тогда, когда инфляция остается вполне умеренной. В июне 2007 года индекс частного потребления без учета продуктов питания и энергоносители в годовом исчислении - любимый критерий инфляции Центробанка - вырос лишь на 1,9%.
В курсе событий
Однако Бернанке боится, что ужесточение условий на рынке труда может реанимировать инфляцию. В то же время, внимательно следит за возможными признаками общего кредитного кризиса при помощи своих глаз и ушей - нью-йоркского отделения ФРС. "не думаю, что ФРС пребывает в неведении относительно того, что происходит на кредитных рынках", - считает Брайан Сак, старший экономист из Macroeconomic Advisers, который однажды был соавтором Бернанке. По указанию Конгресса, ФРС преследует двойственную: обеспечение ценовой стабильности и роста занятости. Кажется, что это не только двойственная, но и противоречивая цель, поскольку ограничение инфляции влечет за собой замедление темпов экономического роста. Но с момента своего вступления в должность Управляющего ФРС, Бернанке доказывал, что они могут вполне мирно сосуществовать: в долгосрочной перспективе низкая инфляция обеспечивает рост, способствующий увеличению занятости. До тех пор, пока есть вероятность роста инфляции, Бернаке полагает, что его главным приоритетом является ее сдерживание - даже если это кому-то и не нравится.-Во истину, это единственный учтивый и любезный во всех отношениях профессор, который знает, как сказать "нет".
Питер Кой
BusinessWeek