Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Чем грозит прощение долга Греции » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Чем грозит прощение долга Греции

14 августа 2015 Project Syndicate
Реструктуризация долга Греции может принести краткосрочные выгоды, но позволит и другим странам еврозоны требовать аналогичных уступок. А это в свою очередь поставит под угрозу долгосрочную стабильность всей еврозоны.

Серебряная пуля для греческого кризиса

Греческий экономический кризис продолжает бушевать, поэтому многие призывают к смягчению условий финансовой помощи стране и облегчению ее долгового бремени. Даже Международный валютный фонд, который наряду с другими европейскими кредиторами предоставил Греции экстренное финансирование, недавно присоединился к этому призыву. Но может ли эта мера действительно стать волшебной серебряной пулей для греческого кризиса?

Краткий ответ — нет. Есть множество доказательств того, что высокий уровень долга может помешать росту экономики, однако в Греции имеются и более серьезные помехи экономическому росту, например структурные недостатки и политические игры на грани фола.

Более того, Греция будет зависеть от льготного финансирования из нерыночных источников, по всей видимости, еще многие годы. Данное финансирование предоставляется под условие проведения реформ, а не изменения долговых коэффициентов. Номинальные объемы греческого долга станут иметь значение лишь тогда, когда страна снова выйдет на долговые рынки и начнет соответствовать рыночным, а не льготным условиям заимствований. За это время страна должна провести структурные реформы, необходимые для восстановления перспектив долгосрочного экономического роста и тем самым для повышения своих способностей выплачивать долг кредиторами без значительного сокращения его номинала.

Сплотить зону евро

Но есть и другая важная причина, почему прощение долга не является правильным ответом. Она связана с политической архитектурой Европейского валютного союза. В зоне евро отсутствует сильный орган центрального управления, поэтому антикризисная политика формируется в ходе политического процесса, в котором главы 19 стран — участниц союза имеют право вето. Для нормальной работы столь сложной системы политики страны еврозоны обязаны доверять друг другу, они должны вести себя определенным образом, а для этого нужны общие правовые рамки и стандарты.

Реструктуризация официального долга Греции хотя и может принести краткосрочные выгоды, но ослабит данные правила в долгосрочной перспективе, создав прецедент исключения из правил. Другие страны еврозоны рано или поздно потребуют таких же уступок.

Лидеры Европы должны выступать за меры, активно стимулирующие страны-участницы вести благоразумную бюджетную политику. Она позволит сократить долговые коэффициенты и восстановить фискальные подушки, смягчающие асимметричные шоки в валютном союзе. Только тогда еврозона получит шанс выполнить положение Лиссабонского договора о запрете на программы финансового спасения.

На долю Греции приходится менее 2% ВВП всех стран еврозоны, однако стремление к близоруким, сиюминутным решениям ее проблем может привести к прецедентам, способным развалить весь валютный союз. Для предотвращения такого развития событий важно, чтобы любое решение проблемы греческого кризиса усиливало, а не подрывало сплоченность зоны евро.

Ответственность и контроль

Международные дебаты о том, насколько надо сократить госрасходы, чтобы сбалансировать интересы Греции и ее кредиторов, слишком долго отвлекали внимание политиков. Пришло время сфокусироваться на настоящем императиве — разработке и проведении жизненно важных структурных реформ на национальном и европейском уровнях.

Для направления этого процесса Немецкий совет экономических экспертов разработал серию реформ под названием «Маастрихт 2.0», которые призваны укрепить нормативно-правовую базу, что абсолютно необходимо для долгосрочного успеха еврозоны. В частности, банковский союз надо усилить с помощью расширения режима финансовой санации и интегрированного органа финансового надзора. Кроме того, должен быть создан механизм государственной неплатежеспособности.

Невозможно отрицать, что краткосрочные решения острых проблем, например смягчение долгового бремени Греции, угрожают долгосрочной стабильности еврозоны. Для выживания, а в конечном итоге для процветания Европейского валютного союза его лидеры не должны поддаваться искушению принятия легких решений.