Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Развивающиеся рынки: все на выход » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Развивающиеся рынки: все на выход

27 августа 2015 Pro Finance Service
Развивающиеся рынки понемногу втягиваются в процесс валютных девальваций. Сначала Китай потряс всех неожиданным обесценением юаня, затем Казахстан, крупнейший производитель нефти в Средней Азии, отпустил тенге в «свободное плавание», обусловив тем самым резкое падение валюты до рекордных минимумов по отношению к доллару. Россия сделала нечто подобное еще в прошлом году. Этот процесс будет только усиливаться, вынуждая страны-экспортеры нефти отказываться от валютных привязок в условиях новой эры низких цен на нефть. В скором времени в него будут втянуты и Саудовская Аравия, и Объединенные Арабские Эмираты. Такого мнения придерживается премьер министр Казахстана Карим Массимов. Он считает, что цены не вернутся к уровням 2014 года в ближайшие три-пять, а то и семь лет, так что всем придется приспосабливаться к новым условиям.

Мировые финансовые рынки начали содрогаться от тектонических сдвигов еще в пятницу, когда Dow Jones Industrial Average начал коррекцию. За ним последовали акции ближневосточных стран, в частности, фондовый индекс Саудовской Аравии ушел на медвежью территорию. Сегодня драматизм усилился: шанхайский фондовый индекс упал на 8%, нефть Brent опустилась к области 43.63, потеряв за день почти 4%. Анти-рисковые настроения провоцируют массовый исход инвесторов с развивающихся рынков. В этой ситуации уязвимым странам очень сложно и очень дорого поддерживать свои валюты. Трейдеры уверенно закладывают в цену глубокую девальвацию некоторых валют, о чем свидетельствует динамика на рынке форвардных контрактов. Так, стоимость годовых форвардных контрактов на валюту Саудовской Аравии, рияд, на минувшей неделе подскочила до максимальных уровней с 2003 года. Это значит, что инвесторы рассчитывают, по меньшей мере, на корректировку валютной привязки рияда к доллару. Низкие цены на нефть не проходят для саудитов бесследно. За последние пять месяцев страна потратила изрядную долю своих валютных резервов, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Аналогичная ситуация происходит и с валютой ОАЭ, дирахмом. Форвардные контакты на него выросли до максимумов 2009 года. В прошлом году Центробанк станы исключил вероятность отмены привязки даже в случае падения цен на нефть на 50%. Однако обстоятельства изменились, возможно и регулятор пересмотрит свою точку зрения. Как бы там ни было, вектор движения уже ясен. Остается только ждать, кто будет следующим

Тенге: максимальный рост за 20 лет, но надолго ли?

После рекордного обвала несколькими днями раньше (прим. Forexpf.ru: на фоне перехода к свободно плавающему валютному курсу) динамика казахстанского тенге радикально изменилась, и он зафиксировал максимальный рост против доллара за последние двадцать лет. Впрочем, улучшение ситуации, вероятнее всего, носит временный характер: укрепление тенге обусловлено всплеском спроса со стороны корпораций в виду достижения крайнего срока уплаты налогов и сокращением шортов спекулянтами. Последние, однако, сохраняют интерес к продаже тенге на росте - на рынке нефти наблюдается дальнейшее падение цен, и, как считают аналитики Halyk Finance, в ближайшее время тенге может вернуться к уровням в области 240 - 250. Казахстанская валюта к настоящему времени уже сдала значительную часть занятых ранее позиций, и на данный момент курс USD/KZT составляет 227.35 при минимуме 208.58.

JPMorgan добавил темных красок на полотно развивающихся рынков

Глава отдела валютной стратегии JPMorgan Джон Норманд делится своими мыслями о том, что происходит с валютами развивающихся стран и рассказывает о том, чего ждать от американского доллара в обозримом будущем.

По мнению Норманда, нынешний год запомнится развивающимся странам надолго: падение цен на сырье и грядущее повышение ставки ФРС спровоцирует серию девальваций и смены валютных режимов - этот процесс уже начался. Конечно, не все развивающиеся экономики одинаково уязвимы, в первую очередь под ударом окажутся те страны, которые не имеют масштабных валютных резервов и зависят от динамики цен на сырье. Однако так или иначе, вряд ли кому-то удастся остаться в стороне. Взять, к примеру, Турцию. Страна импортирует сырье, поэтому, теоретически, охлаждение экономики в Китае и снижение стоимости сырья должно сократить расходы на импорт и, соответственно, положительно отразиться на динамике лиры. Однако предстоящее повышение ставки ФРС - возможно, уже в этом году - все равно может неблагоприятно повлиять на курс турецкой валюты.

Многие считают, что основная причина падения валют в развивающихся странах, привязанных к экспорту энергоносителей - это обвал цен на нефть. Отчасти, так оно и есть, однако не стоит думать, что рост стоимости нефти, скажем, до 50 долларов за баррель, позволит им тут же отыграть потери. Конечно, коррекция вполне вероятна - но не более чем на 3-4%. Дело в том, что удорожание нефти тут же стабилизирует инфляцию в США, ослабит риски дефляции и, соответственно, позволит Федрезерву увереннее двигаться по пути нормализации ставки. Таким образом, устранив одну проблему, они получат другую. Поэтому не стоит спешить с покупкой товарных валют на признаках восстановления цен на нефть.

В 1998 году, во время азиатского финансового кризиса, главным источником проблемы были высокие долги развивающихся стран в иностранной валюте. Таким образом, чтобы определить наиболее уязвимые и неплатежеспособные экономики, нужно было ориентироваться на масштаб валютных резервов. На этот раз ситуация несколько иная, поскольку объем внешнего дола в иностранной валюте сократился, а резервы у многих стран выросли. И все же, снижение цен на нефть усиливает давление на бюджеты тех стран, которые слишком сильно зависят от продажи сырья. Это значит, что падение валют будет набирать обороты. Возможно, нам удастся избежать волатильности, свойственной концу 1990-х, возможно, обойдется без дефолтов, но ситуация, тем не менее, будет достаточно сложной.

Глава отдела валютной стратегии JPMorgan полагает, что доллар в ближайшее время возобновит рост подобно тому, как это было в 1990-е годы, эпоху министра финансов Рубина. Однако в те годы американская валюта подпитывалась за счет высоких ставок в США и пузыря на фондовых рынках. Сегодня же вся поддержка доллара заключается в слабости экономик за пределами США. Иными словами, на чужом горе… В связи с этим возникает вопрос, насколько долгим будет этот процесс, и что будет, когда американская экономика начнет проседать под тяжестью сильного доллара. В JPMorgan учитывают вероятность подобного развития ситуации в следующем году, однако, не считают этот сценарий основным. Скорее всего, доллар будет устанавливать новые максимумы в период, начиная первого повышения ставки ФРС и до +100 базисных пунктов в цикле ужесточения.