Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Смит: Европе необходима новая стратегия развития » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Смит: Европе необходима новая стратегия развития

17 сентября 2015 Project Syndicate

Поскольку почти решены все вопросы с третьей программой помощи для Греции, пришло время для европейских лидеров заняться будущим. Но не графиком обслуживания греческого долга в ближайшие несколько месяцев.

Пришло время заняться крупномасштабной программой экономических реформ, которая бы сочетала реформы по стимулированию роста со стороны предложения и усилия со стороны спроса для поддержки инвестиций и создания новых рабочих мест, пишет в Project Syndicate директор международной консалтинговой компании McKinsey & Company Свен Смит.

"Низкие цены на нефть, более конкурентный обменный курс евро и разумное использование Европейским центральным банком своей денежно-кредитной стабилизационной политики (не говоря уже о преодолении угрозы выхода Греции из еврозоны) создают более благоприятные условия для проведения подобных амбициозных реформ.

Ждут экономических изменений и простые европейцы. Последний опрос общественного мнения, проведенный McKinsey, продемонстрировал не только то, что европейцы хотят более динамичной экономики, более высокого дохода и качественных государственных услуг (в первую очередь медицинское обслуживание и образование), но и то, что ради этого они готовы на более длительные рабочие часы и снижение социальной защиты.

91% из 16 тыс. участвующих в опросе респондентов заявили, что статусу-кво они предпочитают перемены, даже если ради этого придется пойти на определенные жертвы.

А статус-кво - веское основание для срочных перемен. В настоящее время в Европе объем производства на человека намного ниже уровня 2008 г. В большинстве европейских стран общий размер государственного долга превышает установленный Пактом стабильности и роста порог в 60% ВВП. В восьми странах союза как минимум два года с 2008 г. была зафиксирована дефляция номинальных зарплат. Не радует и уровень безработицы, которой упорно остается высоким.

На фоне нежелания корпораций тратить имеющиеся у них деньги правительства пытаются уменьшить дефицит с помощью сокращения расходов и повышения налогов, домохозяйства меньше покупают, спрос остается слабым, а неопределенность высокой. Неудивительно, что в этой ситуации страдают инвестиции и рынок труда.

В долгосрочной перспективе Европу также ожидают серьезные демографические проблемы. К 2050 г. трудовые ресурсы Европейского союза могут сократиться на 12%, или на 42 млн человек. Это серьезно ударит по потенциалу роста ЕС, если не будет повышена производительность труда, расширено участие в трудовых ресурсах или увеличен уровень иммиграции.

McKinsey Global Institute определил набор мер, которые в случае их реализации по всей Европе повысят производительность, мобилизуют трудовые ресурсы и сделают инвестиции вновь привлекательными. Эти рекомендации базируются не на голых теориях, а на политике, которая уже доказала свою эффективность как минимум в одной европейской стране.

Безусловно, довольно сложно проводить глубокие реформы, которые могут быть политически непопулярными. Однако отсутствие привлекательных альтернатив должно быть достаточно, чтобы убедить все страны-члены ЕС пойти на перемены.

Так, например, несмотря на то что средняя продолжительность жизни в Европе увеличилась на девять лет с 1970-х гг., реальный возраст выхода на пенсию снизился на шесть лет, оставив лишь 35% людей в возрасте от 55 до 74 лет на рабочем месте.

Однако Швеция (которая увязала пенсионный возраст со средней продолжительностью жизни, что позволило увеличить количество работающих в зрелом возрасте) предлагает решение этой проблемы. Кстати, повышение пенсионного возраста было одним из условий пакета помощи для Греции, Португалии и Испании.

На стороне спроса пришло время сдвинуть с мертвой точки дебаты по поводу необходимости и методов предоставления средств на стимулирование экономики. Мы предлагаем подсчет государственных инвестиций в момент их выделения, а не в момент образования капитала, в результате чего освободится до 140 млрд евро ежегодно. Это не какое-то ухищрение, это разумное разделение текущего платежного счета и счета движения капитала, основы государственных финансов.

Предлагаемая нами программа могла бы закрыть разрыв между фактическим и потенциальным объемами производства, вернуть континент к устойчивому ежегодному росту в пределах 2-3% в ближайшее десятилетие, повысить инвестиции на сумму от 250 млрд евро до 550 млрд евро в год и создать более 20 млн новых рабочих мест. И все это не пустые цифры.

Ключевым является одновременное осуществление всех мер. Поддержка спроса без изменения внутренних структур может продолжаться недолго. И, как видно на примере Греции, проведение структурных реформ без стимулирования спроса может привести к дефляционному обвалу и самое страшное - к потере интереса общества к продолжению реформ.

При этом для всех пессимистов следует сказать следующее: Европа остается мощным экономическим регионом. На нее все еще приходится 25% глобального ВВП, и она остается домом мировых лидеров ключевых социальных и экономических показателей - вспомним торговую конкурентоспособность германской земли Баден-Вюртемберг, силу Лондона в финансовых услугах, транспортную инфраструктуру мирового класса французского региона Рона-Альпы и датскую энергетическую эффективность.

В то же время Европа вот уже много лет испытывает серьезные проблемы (даже тогда, когда другие регионы выходили из кризиса). Если она хочет восстановить свою мощь, сохранив при этом социальную и политическую целостность, она должна решить долгосрочные вопросы по инвестициям, росту и занятости.

Нынешние экономические условия дают политическую возможность создать более процветающее будущее, и политики Европы должны воспользоваться этим".