8 октября 2015 Financial Times
Издание Financial Times публикует статью Лоуренса Саммерса, который в настоящий момент является преподавателем в Гарвардском университете, а в прошлом возглавлял Министерство финансов США.
Приводим выдержки из этой статьи.
Политики из разных стран мира встретятся в конце этой недели в Перу, чтобы обсудить опасности, с которыми сталкивается мировая экономика в последнее время, после банкротства банка Lehman Brothers в 2008 г.
Проблема постоянной стагнации – неспособность промышленно развитого мира продемонстрировать удовлетворительные темпы роста при смягченной монетарной политике — становится все серьезнее на фоне проблем, которые стоят перед всеми развивающимися рынками, начиная с Китая.
Политики зачастую недооценивают риски возвращения к рецессии на Западе и общемировой рецессии. Если мировая экономика вернется к рецессии, то политики, работающие в сфере финансов, не имеют достаточно инструментов, с помощью которых они могли бы отреагировать.
В настоящий момент для промышленного мира нет никакой возможности для смягчения политики. Процентные ставки уже очень длительное время остаются низкими, и ожидается, что они останутся на этом уровне в Японии и Европе, а в США будут подниматься очень медленно.
Эти трудности, с которыми сталкиваются экономики мира, требуют ускорения темпов экономического роста, что должно стать главной целью макроэкономической политики. Необходимо предпринимать активные действия в области монетарной политики.
Несмотря на то что очень много говорилось о восстановлении после кризиса, прогнозы роста ВВП практически повсеместно снижаются.
Если вспомнить о прогнозах, сделанных в 2012 г., то МВФ снизил свои прогнозы по ВВП США на 2020 г. на 6%, по ВВП Европы – на 3%, Китая – на 14%, для развивающихся рынков – на 10% и на 6% для всего мира.
Этот прогноз не подразумевает наличие рецессии в странах промышленного мира и отсутствие системного кризиса в странах развивающегося мира. А кроме того, нельзя рассматривать этот прогноз как должное.
Началась новая эпоха в макроэкономике, где риск дефляции выше, чем риск инфляции, и нельзя полагаться на самовосстановление рыночных экономик.
Западные рынки облигаций посылают сигналы о том, что государственный долг очень высок. Как всегда происходит в том случае, когда что-то идет не так, возникают ожесточенные споры между теми, кто предпочитает держаться заявленного курса, и теми, кто призывает к серьезным изменениям.
Сам Саммерс убежден в необходимости срочных перемен в мировой экономической стратегии.
Как показывает история, рынка неэффективны и зачастую ошибочно оценивают экономические показатели. Она также показывает, что те политики, которые игнорируют негативные сигналы рынка, потому что они не соответствуют их восприятию, рискуют совершить серьезную ошибку.
Это один из самых важных уроков, которые стоило бы извлечь из кризиса 2008 г.
Рынок облигаций
Важно понять, о чем говорят рынки правительственных облигаций промышленно развитого мира. Это самые высоколиквидные рынки в мире, которые отражают мнение большой группы информированных трейдеров.
Во-первых, высокие риски связаны с уровнем инфляции, которые остаются ниже официальных целевых уровней. Ни в одной из стран промышленно развитого мира ни один из ЦБ не рассчитывает на то, что инфляция достигнет 2% в ближайшем будущем. Самые высокие прогнозы по инфляции – в США, и даже здесь они едва достигают уровня 1,5% в 5-летний период начиная с 2020 г.
Во-вторых, сохраняется ожидание рекордно низких процентных ставок. Реальные процентные ставки имели тенденцию к снижению почти 25 лет.
Многие будут доказывать, что доходность облигаций искусственно подавляется количественным смягчением и поэтому неправильно использовать их как показатель будущей инфляции и процентных ставок. Однако важно отметить, что ставки в США ниже среднего во время периода количественного смягчения и что все прогнозы в течение многих лет ошибались, ожидая их роста.
Самое разумное объяснение такого сочетания низкого уровня роста, ожидаемой низкой инфляции и нулевых процентных ставок – это гипотеза о стагнации.
Существует четыре основных фактора, которые приводят к более низким процентным ставкам. Во-первых, это рост неравенства, так как это приводит к росту необходимости экономить. Во-вторых, это ожидания, что рост будет снижаться из-за сокращения роста рабочей силы и уменьшения уровня производительности, что приводит к сокращению уровня инвестиций и стимулирует экономию.
В-третьих, расхождения в экономических прогнозах и неопределенность препятствуют росту инвестиций.
В-четвертых, снижение стоимости капитальных товаров и количества физического капитала, необходимого для того, чтобы вести бизнес: так, у Facebook рыночная стоимость в 5 раз выше GM.
Развивающиеся рынки
До недавнего времени развивающиеся рынки были светлым пятном. Они были получателями капитала, идущего из стран развитого мира, который больше не мог быть эффективно инвестирован внутри этих стран.
Результат – более высокие процентные ставки, более высокий спрос на экспорт продуктов промышленно развитых стран и более конкурентные ставки в развитых экономиках.
Потоки капитала из развитых стран в развивающиеся страны выросли с $240 млрд в 2002 г. до $1,1 трлн в 2014 г. Важно отметить и то, что займы в иностранной валюте частного сектора развивающихся стран выросли с $1,7 трлн в 2008 г. до $4,3 трлн в 2015 г.
Потоки капитала развивающихся стран в этом году резко сократились – это стало первым сокращением почти за 30 лет, отмечает Institute of International Finance.
Любые дискуссии здесь должны начинаться с Китая, который был движущей силой мирового экономического роста в последние годы. Однако теперь Китай сталкивается с множеством сложностей – от стремительного старения населения до резкого снижения миграции между городом и деревней. Страна также сталкивается с политическими сложностями и неэффективными инвестициями.
С проблемами сталкивается не один Китай. Россия переживает не лучшие времена из-за снижения цен на нефть и западных санкций. Бразилия пострадала от снижения цен на сырьевые товары. Однако исключением стала Индия.
Тем не менее от Европы до Мексики страны сталкиваются с оттоком капитала и снижением уровня инвестиций.
Что это означает для политиков со всего мира, которые соберутся в Лиме? Это не время для отдыха и самоуспокоения. Абсурдно полагать, что замедление темпов экономического роста – это лишь временное следствие финансового кризиса 2008 г.
Последние данные говорят о том, что экономический рост замедляется в США, а также уже снизился в Европе и Японии. Рост мировой экономики почти остановился, и здесь возникает риск рецессии.
Самое последнее утверждение по поводу необходимости роста – это ставшее знаменитым высказывание Марио Драги о том, что "ЕЦБ сделает все возможное, чтобы сохранить евро", которое он сделал в тот момент, когда единая валюта была на грани краха.
Именно так глава ЕЦБ предотвратил панику на рынке и помог поднять уровень роста европейской экономики.
Необходимо что-то аналогичное, но на мировом уровне – сигнал того, что власти видят стагнацию и ее угрозу для всего мира.
ФРС должен признать, что риски для экономики США имеют две стороны: процентные ставки необходимо поднимать, если есть ясные признаки инфляции или развивается финансовая эйфория. ФРС должен также заявить о своей готовности предотвратить мировую финансовую слабость, которая ведет к мировой рецессии.
ЦБ Европы и Японии должны четко понимать, что их главный риск – это дальнейшее снижение уровня экономического роста.
Они должны заявить о своем намерении использовать все инструменты, которые есть у них в распоряжении.
Учитывая доходность облигаций ниже 1%, сомнительно, чтобы традиционная программа количественного смягчения имела серьезный эффект.
Долгосрочные низкие ставки меняют восприятие финансовой политики. Как домовладельцы могут позволить себе более крупные ипотечные кредиты при низких ставках, так и правительства могут позволить себе более высокий уровень бюджетного дефицита при низких ставках.
Несомненно, во время саммита в Лиме будет обсуждаться необходимость структурных реформ – так всегда бывает. Однако в настоящий момент мир сталкивается с большим количеством непростых проблем.
Именно поэтому традиционные подходы приведут к катастрофе. Более того, финансовая политика, которая была основным инструментом, который использовался, для того чтобы справиться со снижением экономического роста, исчерпал себя. Следовательно, политика, направленная на рост мирового спроса, является совершенно необходимой.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу