Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мосбиржа обещала позаботиться о роботах » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мосбиржа обещала позаботиться о роботах

2 ноября 2015 Financial One Седлов Данил
Алгоритмическая и HFT-торговля заняла настолько прочные позиции на российском рынке, продолжая при этом набирать обороты, что Московская биржа вынуждена искать новые подходы к этой категории трейдеров. На конференции по алгоритмическому трейдингу, организованной торговой площадкой совместно с ИХ «Финам», ее представители отметили, что речь идет о совершенствовании технической инфраструктуры и изменении тарифных планов. У самих алготрейдеров, судя по всему, эти новшества не вызывают особого энтузиазма.

Конференцию по алгоритмическому и высокочастотному трейдингу, прошедшую 29 октября на Московской бирже, открывал управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Владимир Твардовский. В своем выступлении он отметил, что вопрос о сущности алгоритмической торговли долгое время был сугубо философским, пока им не заинтересовался российский регулятор. В этой связи финансист дал свою оценку развитию соответствующей категории трейдинга в стране.

«Тенденции таковы, что доля алготрейдеров растет на разных сегментах рынка. Конечно, они вряд ли займут все 100%, но доли в 50%, 60% или 70% по разным рынкам им вполне по силам. Это не хорошо и не плохо, это просто такая реальность», – сказал Твардовский. Он также выделил основные преимущества и недостатки алгоритмического и HFT-трейдинга с точки зрения широкого рынка. Так, поскольку алготрейдеры в среднем зарабатывают больше, чем другие игроки, своими действиями они смещают и искажают распределение доходов между участниками, что, конечно, вредит последним. С другой стороны, алготрейдеры дают рынку мгновенную ликвидность. Также, по мнению финансиста, алгоритмическая торговля стабилизирует рынок – в случае, если она правильно построена.

«На вторичном рынке алготрейдеры участвуют в перераспределении риска между разными категориями трейдеров и помогают крупным участникам реализовывать свои инвестиционные стратегии», – добавил Твардовский. По его словам, на российском рынке в зону алгоритмической торговли попадают HFT-трейдеры, которые удерживают позицию от 1 до 25 секунд, и обычные скальперы.

Валерий Скотников, начальник отдела по работе с брокерскими компаниями рынка фьючерсов и опционов Мосбиржи, начал свой доклад со своеобразной оды алготрейдингу, отметив, что это одна из немногих вещей, которая впечатлила бы героев фильма «Назад в будущее», попади они в наше время. Он рассказал, что биржа разделяет трейдеров, использующих алгоритмические и HFT-стратегии на срочном рынке, на три категории в зависимости от количества транзакций в день.

Первая категория – те, кто совершает более одной тысячи операций. Таких счетов на срочном рынке примерно 650 из существующих 43,6 тысяч. Вторая категория – алготрейдеры, которые совершают более 5 тысяч транзакций в день и обеспечивают внушительный оборот по определенному инструменту. Таких участников рынка уже больше 120 человек. Третья категория – это непосредственно HFT-трейдеры. Они совершают более 10 тысяч транзакций в день и обеспечивают оборот в 800 млн рублей по одному инструменту.

«Как вы видите, несмотря на высокую конкуренцию в «стакане», таких участников (алготрейдеров и HFT) совсем немного на рынке, однако есть тенденция к расширению их числа. Если сравнивать со статистикой прошлого года, то в то время было около 40 счетов, применяющих HFT-стратегии. Таким образом, за год прибавилось порядка десяти новых участников», – сказал Скотников, добавив, что общее количество логинов увеличилось в этом году до 1200 единиц.

Финансист выразил убежденность, что развитие алготрейдинга и HFT, нужно, прежде всего, самой бирже. «Такие участники рынка дают нам обороты и комиссию, а значит, и дополнительные доходы. Кроме того, они дают нам необходимую нагрузку, которая побуждает развивать IT-инфраструктуру биржи», – пояснил Скотников.

По его данным, в настоящее время все три категории алгоритмических и HFT-трейдеров обеспечивают 80-85% оборота на срочном рынке Мосбиржи, при этом их транзакции составляют 95% всей нагрузки на технологическую инфраструктуру торговой площадки.

Выступление другого спикера конференции, директора валютного департамента Московской биржи Владимира Ярового, вызвало бурную реакцию аудитории, в результате чего его доклад растянулся до 50 минут вместо положенных по регламенту 20. Это неудивительно, если вспомнить, какую яростную дискуссию в трейдерском сообществе вызвала недавняя рекомендация Комитета по валютного рынку Мосбиржи пересмотреть параметры дополнительного комиссионного сбора.

Согласно этому предложению, ДКС будет взиматься с участников торгов, выставляющих на валютном рынке более 30 тысяч заявок в день. Таким образом, на рубль комиссии высокочастотные трейдеры смогут выставлять только четыре заявки вместо нынешних 20. Для заявок объемом выше 500 лотов соотношение не изменится.

Яровому пришлось отвечать на те же вопросы, которые трейдеры задавали Мосбирже в соцсетях – почему торговая площадка заботится об интересах крупных банков, которые выигрывают от предложенного нововведения, и дискриминирует менее крупных игроков. Глава валютного департамента в ответ говорил о необходимости «регулировать риски» и создать правила игры, благодаря которым рынок «сможет жить и зарабатывать». «Нужно смотреть на рынок в долгосрочной перспективе, чтобы не просто сегодня можно было съесть пирожок, но и завтра было что-то», – заявил Владимир Яровой.

Он добавил, что в свое время на срочном рынке вводился параметр ограничения количества транзакций путем штрафа за излишние операции, которые не привели к сделкам. «А на валютном рынке мы вводим параметр, который не будет распространяться на участника торгов, подавшего меньше чем 30 тысяч заявок за торговую сессию. Это ведь огромное число – порядка одной заявки в секунду, нормальный человек просто не сможет справиться с таким объемом операций. Все же если заявок больше 30 тысяч – то это уже HFT-стратегии. Они приводят к тому, что количество сделок и заявок растет, а средний объем сделки снижается», – пояснил финансист. В ходе дискуссии он заявил, что трейдеры, выступающие против изменений параметров ДКС, могут повлиять на ситуацию, «проголосовав ногами».

Помимо концептуальных и регулятивных вопросов, на конференции также обсуждались технологические решения для развития алгоритмической и HFT-торговли. К примеру, Сергей Слукин, руководитель отдела DMA и алгоритмической торговли ИХ «ФИНАМ», рассказал о технологиях прямого доступа на рынок (Direct Market Access), которые характеризуются подключением торгового робота непосредственно к звену биржевой торговой инфраструктуры, и об их преимуществах. Светлана Старостина, начальник управления техподдержи Московской биржи подняла вопросы подключения к ТКС Spectra и ASTS. Владимир Николаев, коммерческий директор «МБ Технологии», в свою очередь, поделился деталями проекта по переезду Московской биржи в новый центр обработки данных DataSpace.