24 ноября 2015 Financial Times
Для скалолазов, покоряющих вершины швейцарских Альп, дорога, зачастую всегда опасна и трудна, не зависимо от того, в какую сторону они сворачивают. Центробанку Швейцарии, вероятно, сейчас приходится испытывать такое же чувство тошноты и головокружения, поскольку он пытается остановить швейцарский франк от восхождения к новым высотам. Ожидается, что Европейский центральный банк расширит стимулы на заседании 3 декабря, а Федрезерв США поднимет ставку 16 декабря: эти события могут загнать швейцарский франк в узкую и опасную расщелину. Если, конечно, традиционно консервативный Национальному банку Швейцарии удастся остановить рост франка против евро, только если он решится на отчаянные интервенции или не займется освоением ультра экспериментальных монетарных инструментов. НБШ опасается, что франк уже сильно переоценен, что, несомненно вредит экспортно-ориентированной экономике Швейцарии. Однако снижать ставку регулятору уже практически некуда. Она и так является одной из самых низких в мире. Ставка по депозитам давно находится на отрицательной территории (-0.75 процентов). «Им действительно есть, чего бояться», - уверен Даниэль Кольт, старший экономист UBS в Швейцарии.
Швейцария с маленькой открытой экономикой признает, что тягостные последствия мирового финансового кризиса - это та цена, которую приходится платить за сохранение собственной валюты. Однако в памяти инвесторов еще свежи воспоминания о «франкеншоке», в который их поверг НБШ своим январским решением отказаться от попыток сдержать курс евро/франка против евро выше отметки 1.20. Этот шаг привел к самым драматичным последствиям за всю историю валютного рынка, колебания франка в течение дня достигали сорока процентов как в паре с евро, так и в паре с долларом. В конце января евро/франк опустился ниже паритета. Швейцарская валюта, в конечном счете, конечно спустилась с заоблачных высот. К сентябрю, после того, как греческий кризис отошел на второй план, евро на некоторое поднимался выше отметки 1.10. В паре с долларом швейцарская валюта сумела сохранить практически все, чего добилась в результате своих колоссальных движений 15 января.
Декабрь также таит в себе опасности. С одной стороны, повышение учетной ставки ФРС и укрепление доллара по всему спектру рынка ослабит давление на Банк Швейцарии, но с другой стороны, паника и волнения на рынке могут спровоцировать покупки франка в рамках бегства от риска. Однако главная угроза исходит от возможного ослабления евро на фоне решения Европейского центрального банка о расширении программы стимулов. Оно может обусловить очередной взлет франка. В ответ на это Банк Швейцарии - который проводит свое очередное заседание 10 декабря - может быть вынужден опустить процентные ставки еще глубже на отрицательную территорию. Очевидно, регулятор еще верит в то, что отрицательная стоимость кредитования спровоцирует отток капитала, что, в свою очередь, ослабит валюту. Несмотря на то, что НБШ обеспокоен возможными побочными эффектами подобных перекосов, опыт и история подсказывают нам, что «нижний предел» еще не достигнут, а финансовые рынки продолжают относительно нормально функционировать.
«Снижение ставки - наиболее очевидный ответ НБШ на снижение ставки ЕЦБ», - считают аналитики Credit Suisse. «Отрицательные ставки уже начали формировать реакцию с рядом тревожных побочных эффектов. Технически, нижняя граница еще не достигнута, НБШ может снизить ставку еще по меньшей мере на 0 базисных пунктов». Конечно, Банк Швейцарии вряд ли пойдет на это с легким сердцем. «Это опасная игра», - предупреждает Кольт из UBS. «В определенный момент для швейцарских банков настанет день, когда им придется вводить отрицательные ставки по вкладам для своих частных клиентов. Люди резко начнут забирать свои деньги в банкнотах номиналом 1000 франков, а регулятор утратит контроль над монетарной базой. Как скоро это может случиться - никто не знает». Такие же опасения связаны и с введением отрицательной ставки для более широкого пла банковских вкладов через снижение пороговых значений для сумм, вычитаемых из налогооблагаемой базы. Вместо того, чтобы объявить решение спустя неделю после заседания ЕЦБ, Банк Швейцарии может поберечь силы.
Несмотря на январский «франкеншок», Швейцарии удалось избежать технической рецессии. По словам аналитиков, франк часто бывал сильно переоценен в экономической истории страны, это всегда стимулировало инновации и гибкость производственного сектора. Дэвид Коль, старший валютный стратег в Julius Baer, отмечает, что если Европейский центральный банк объявит об умеренном расширении программы стимулов в соответствии с рыночными ожиданиями, НБШ можно будет не спешить с ответными мерами, а посмотреть, как будет развиваться ситуация.
Ясно одно - Банк Швейцарии продолжит вмешиваться в происходящее на валютных рынках - возможно, весьма актвно. После решения 15 у многих возникли опасения, что интервенции вышли из-под контроля - в течение последних нескольких недель регулятор продавал примерно по 20 млрд франков в неделю, но при этом он не боится сильно раздуть свой баланс. Согласно расчетам Credit Suisse покупки валюты в этом году более или менее соответствуют темпам роста валового внутреннего продукта в Швейцарии в условиях покупки актвов Европейским центральным банком. И все же успех интервенции во многом будет зависеть от того, насколько инвесторы доверяют Банку Швейцарии. По словам Коля из Julius Baer, интервенция дает наилучший результат, когда получает поддержку со стороны рынка - при помощи интервенций можно усилить давление на спекулянтов, но нельзя заставить их развернуть тренд.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу