Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
ЕЦБ и ФРС: единство противоположностей » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

ЕЦБ и ФРС: единство противоположностей

13 декабря 2015 Вести Экономика

Европейский центральный банк на прошлой неделе объявил о смягчении монетарной политики, хотя и это смягчение было недостаточным, чтобы порадовать рынки.

А от ФРС США ожидают повышения процентных ставок. И такое различие в политике двух ключевых центральных банков может стать очень значимым. Какие сложности может создать такое различие в политике двух банков для остального мира?

На первый взгляд кажется очевидным, что ФРС и ЕЦБ должны проводить разную политику, так как их экономики очень отличаются.

Как отметила глава ФРС Джанет Йеллен, экономика США постепенно восстанавливается после Великой рецессии. Уровень безработицы снизился с послекризисного значения в 10% до 5%.

Годовой показатель инфляции базовых потребительских цен — за исключением продуктов питания и энергии — также близок к целевому значению в 2%.

ЕЦБ и ФРС: единство противоположностей


Учитывая все эти факты, кажется разумным утверждать, что в экономике США наблюдается рост, а так как ситуация на рынке труда близка к полной занятости, то самое время начинать ужесточение монетарной политики.

Еврозона находится совсем в другой ситуации, как отметил Марио Драги, глава ЕЦБ, в своей речи в Нью-Йорке на прошлой неделе.

В еврозоне не наблюдается значительного восстановления после Великой рецессии и последующей рецессии еврозоны. Напротив, во II квартале текущего года реальный внутренний спрос был на 3,5% ниже, чем до кризиса.

По сравнению с пиковым значением в 12,1% в начале 2013 г. уровень безработицы снизился всего лишь до 10,8%.

Как подчеркнул Драги, ЕЦБ не удается достичь целевой ценовой стабильности, которая определяется как уровень индекса потребительских цен ниже, но близко к 2%.

В октябре CPI был всего 1,1% А базовая инфляция в еврозоне была ниже 2% с марта 2013 г.

Чтобы выполнять свои полномочия, центральные банки должны вести себя по-разному. Но это не означает, что то, что они собираются сделать, правильно. Частично это связано с тем, что их полномочия отличаются. А также с тем, что они оба слишком консервативны.

ЕЦБ и ФРС: единство противоположностей


Для начала ФРС: здесь есть четыре причины против того, чтобы повышать процентные ставки.

Во-первых, здесь нет существенного инфляционного давления, сильный доллар позволит сохранить инфляцию под контролем.

Во-вторых, если бы ФРС проводила симметричную политику, то инфляция должна была быть выше 2%. Фактически базовая инфляция была ниже 2% большую часть времени начиная с конца 2008 г.

В-третьих, существует реальный риск того, что повышение процентных ставок будет иметь более серьезный отрицательный эффект на экономику, чем ожидалось, особенно если этот шаг будут рассматривать как первый в череде последующих повышений.

Учитывая все это, есть значительная угроза того, что процентная ставка будет резко возвращена к нулевому значению во время следующей - и, вероятно, более серьезной - рецессии.

Последнее и самое главное: пока уровень безработицы низкий, низким остается и доля рабочей силы в общей численности населения. Существует вероятность того, что если экономика будет разогреваться, все больше рабочих будут входить в состав рабочей силы.

Вероятно, это ускорит рост инвестиций и производительности, а также будет держать инфляцию под контролем. Поэтому риск ужесточения политики превышает риск ожидания.

Некоторые полагают, что риски отсрочки могут и дальше дестабилизировать финансовую систему. Но здесь есть проблема. Если монетарная политика, которая стабилизирует спрос и предложение в реальной экономике, дестабилизирует финансовую систему, то проблема заключается в системе.

Тем временем ЕЦБ разочаровал рынки. Само по себе это не так важно — в конце концов задача ЕЦБ не радовать рынки, а стабилизировать экономику еврозоны.

Тем не менее банк снизил ставку по депозитам всего на 10 базисных пунктов, продлив политику количественного смягчения на те же €60 млрд в месяц еще на полгода, до марта 2017 г. Это нельзя назвать решительными действиями.

В своей речи в Нью-Йорке Марио Драги признал это. Он сделал три важных замечания. На сегодняшний день агрессивная политика работает, смягчение, о котором было объявлено на прошлой неделе, очень существенно, и "нет никаких ограничений относительно того, насколько широко мы готовы применять наши инструменты, в рамках наших полномочий, и выполнить свои обязательства".

Эти заявления вполне разумны. Но даже в этом случае ЕЦБ должен был объявить о том, что он продолжит проводить политику количественного смягчения, до тех пор пока не будет достигнут целевой уровень инфляции.

Вне зависимости от того, какие недостатки есть у решений двух главных центральных банков, общая картина ясна.

США на несколько лет обогнали еврозону по восстановлению после рецессии и, как следствие, находятся на другой ступени цикла монетарной политики.

Вполне вероятно, что разнонаправленность действий двух банков будет в течение следующих лет лишь увеличиваться.

Действия ФРС будут также отличаться от политики, проводимой Банком Японии, который будет проводить слишком мягкую политику, а также от действий Народного банка Китая, который также будет смягчать политику, хотя его начальной точкой была более жесткая монетарная политика.

Если вернуться к вопросу о потенциальных сложностях, которые могут возникнуть в связи с такой разнонаправленностью политики ведущих центральных банков, то, вероятно, это приведет к еще большему укреплению доллара, что в свою очередь ухудшит ситуацию долларовых заемщиков.

Однако есть вероятность того, что ФРС может счесть, что экономика США не так сильна, как считалось ранее, особенно учитывая укрепление доллара. Если так и произойдет, то ужесточение монетарной политики может быть довольно незначительным и краткосрочным.

И хотя, несомненно, есть множество причин для такой разнонаправленности в политике, опыт говорит об опасности чрезмерного доверия.

Банк Японии держит краткосрочные ставки на уровне, близком к нулю, уже почти двадцать лет. Он незначительно повысил ставки в 2000 г., а затем в 2006 и 2007 гг., но был вынужден вернуться к исходному положению.

ФРС стоит взять на заметку этот отрезвляющий опыт.