Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Россия копит деньги на черный день, очевидно, он еще не наступил » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Россия копит деньги на черный день, очевидно, он еще не наступил

2 марта 2016 Bloomberg

Россия пребывает в глубочайшей рецессии за два последних десятилетия, хороших экономических новостей уже давно не видно и не слышно. Но есть один один индикатор позитивный индикатор — самый значимый для правительства. Это валютные резервы. По состоянию на 29 февраля золотовалютные резервы Центробанка составили 379 млрд долларов, что на 29 млрд долларов выше минимумов, достигнутых в апреле прошлого года. Таким образом, Россия стала единственной страной развивающегося сегмента, сумевшей увеличить свои запасы.

Китай и Саудовская Аравия тратят десятки миллиардов долларов, чтобы поддержать свои валюты, но Москва махнула на интервенции рукой. Потратив более 67 млрд долларов на стабилизацию рубля в конце 2014 года, и так ничего и не добившись, Россия решила, что не даст на это дело больше ни копейки. Более того, прошлой весной страна даже купила немного иностранной валюты. По словам Дмитрия Тулина, первого заместителя председателя Центробанка, никакие траты золотовалютных резервов не помогут стабилизировать рубль. «Можно быстро истратить весь свой арсенал, но эффект будет краткосрочным. Это будет пиррова победа», — заявил он в прошлом месяце, спустя несколько недель после падения валюты к новым минимумам.

Эта точка зрения отражает резкую смену курса Москвы год назад, когда было решено экономить наличность любой ценой на фоне падения цен на нефть и западных санкций, которые перекрыли России доступ на финансовые рынки. Валютным курсом, который некогда был первым в списке экономических приоритетов, пришлось пожертвовать в условиях падения цен на нефть. Значительная доля фонда национального благосостояния, который является частью золотовалютных резервов, размещена в Центробанке, при этом расходы из фонда не должны вести к уменьшению общей суммы резервов. «Никакого прожигания резервов не будет», — заявил Путин в декабре 2014 года, когда Центробанк отпустил рубль.

Этот экономический эксперимент отражает его убежденность в том, что золото и твердая валюта в банке — лучший гарант финансовой независимости России. С 2000 года страна не только выплатила все свои долги, но и во много раз увеличила свои резервы, которые на тот момент не превышали 13 млрд долларов и были одними из самых низких среди крупных экономик. По словам Алексея Кудрина, бывшего министра финансов России, который и сейчас часто обсуждает с Путиным вопросы экономической политики, страна оценила все преимущества резервов в 2008-2009 годах, когда они помогли пережить кризис с минимальными потерями. «Остаться с небольшой суммой в запасе сейчас было бы очень сложно, даже психологически», — добавил он.

Восстановление резервов

Прошлой весной, когда валюта пыталась отыграть потери, банк пополнил свои запасы на 10.5 млрд резервов, однако быстро оставил эту затею, как только рубль возобновил падение. Остальное увеличение резервов было связано с выплатой валютных займов в Центробанке и колебаниями курса рубля. Как бы там ни было, на долю российской валюты выпали тяжелые испытания. С начала прошлого года она потеряла четверть своей стоимости по отношению к доллару, а в этом году ежедневные колебания курса достигают пяти процентов из-за нестабильной ситуации на рынке нефти. «Центральный банк готов вынести практически любую волатильность курса, лишь бы не тратить свои резервы», — уверен Олег Кузьмин, экономист Renaissance Capital. Между тем, чиновники внимательно следят за ситуацией на рынках, ежедневно изучая банковские отчеты о спросе на иностранную валюту, чтобы не упустить тот момент, когда граждане начнут терять веру в рубль. Однако пока Кремлю удается избежать паники, подобной той, которая была спровоцирована предыдущей девальвацией.

Рубль — большая головная боль

Однако падение рубля спровоцировало рост инфляции, уничтожив все, чего Центробанку удалось добиться за многие годы усилий. В прошлом году потребительские цены выросли на 12.9% — это самый значительный годовой рост с 2008 года. Главная причина — девальвация рубля на фоне зависимости России от импорта всего, начиная от продуктов питания и до производственного оборудования. Слабая валюта повысила конкурентоспособность национальных компаний на внутреннем и внешнем рынке, однако резкие курсовые колебания сильно осложняют бизнесу жизнь. «Неустойчивый рубль нам мешает», — жалуется Владислав Корочкин, президент компании «Русский огород», которая продает семена и саженцы, а также импортирует около половины своего сырья. «Никто больше не верит в то, что можно предсказать, каким будет курс через полгода».

По словам чиновников в Кремле, волатильность рубля беспокоит не только средний бизнес, но и правительство. Однако оно готово платить такую цену за сохранение финансовой безопасности страны. В частности, по данным, полученным из неофициальных анонимных источников, Путин регулярно запрашивает у своих консультантов отчеты по сумме резервов. Россия хранит большую часть своих резервных денег в центральном банке. Но даже с учетом правительственных расходов, чиновники нашли способ поддерживать общий остаток на одном уровне и даже увеличивать его.

Опустошение фондов

Когда Минфин расходует средства из фонда, чтобы покрыть растущий дефицит бюджета, центральный банк просто переводит валютные активы на собственные счета и выдает министерству рубли. Чтобы сдержать инфляцию, регулятор изымает соответсвующее количество рублевой наличности из финансовой системы, сокращая кредитование банков. «Вопреки расхожему мнению, расходы из резервного фонда не ведут к сокращению валютных резервов», — отмечает Екатерина Власова, экономист Citigroup в Москве, ранее работавшая в Центробанке. Путин лично принимает решения о расходовании средств из другого фонда благосостояния, предназначенного для инфраструктурных и прочих долгосрочных проектов. Пока всего распределена одна треть из общей суммы в 71 млрд долларов, остальное находится на счетах Центробанка.

При всем при этом в 379 млрд долларов золотовалютных резервов входит около 99 млрд долларов из двух фондов благосостояния. Эти деньги инвестируются в основном в американские и европейские гос. облигации, также в золото. По словам чиновников, если цены на нефть не восстановятся, или правительство не найдет другие способы финансирования своего дефицита — например, за счет продажи государственных активов или привлечения долгового финансирования — эти фонды будут полностью израсходованы к 2018 году. Как только они опустеют, Кремль будет вынужден пойти на болезненные сокращения расходов или повышение налогов для сокращения дефицита.

А Центробанк, между тем, планирует увеличить свои резервы. После того, как было принято решение не тратить денежные запасы, регулятор объявил о своих планах увеличить резервы до 500 млрд долларов. Хотя эта цель в два раза превышает сумму, необходимую согласно экономической теории. «Это уровень, к которому мы привыкли», — пояснила решение глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

Если ЦБ сможет достичь поставленной цели, резервы вырастут до уровней начала 2014 года и приблизятся к рекордным значениям, зафиксированным в июле 2008 года. Тогда общий объем составил 598 млрд долларов, а Россия вышла на третье место в мире по величине золотовалютных резервов, после Китая и Японии. Однако это означает, что рубль продолжит сдавать позиции. «Центральный банк останется безучастным наблюдателем за происходящим на валютных рынках», — пояснила Екатерина Власова из Citigroup. «Финансовые власти не шутят, они действительно намерены поддерживать валютные резервы на текущих уровнях в краткосрочной перспективе и наращивать их в будущем».

http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу