Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Пять триллионов долларов для Китая » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Пять триллионов долларов для Китая

27 апреля 2016 Project Syndicate

Перед Китаем стоит трудная задача – совершить мягкую экономическую посадку после десятилетий стремительного роста. Многие настроены скептически, но не стоит обращать на них внимания. Китай имеет преимущество, которого нет у других стран в нынешних сложных экономических условиях: четкое понимание, как двигаться вперед. Если Китай проведет большую комплексную работу для повышения производительности, то сможет решить проблемы, связанные с ростом, снизить риски финансового кризиса и завершить переход к высокодоходной экономике, обусловленной ростом, которая в основном состоит из среднего класса. Если он сделает это, то годовой ВВП может увеличиться на 5 трлн. долларов к 2030 г. по сравнению с тем уровнем, который может быть достигнут, если политики продолжат погоню за ростом за счет инвестиций.

На самом деле, выбор у Китая невелик. Традиционные факторы роста китайской экономики – большие запасы прибавочного труда и огромные инвестиции в инфраструктуру, жилищное строительство и промышленный потенциал – истощаются. Трудоспособное население достигло пика, урбанизация замедляется, а сталелитейная и цементная промышленности страдают от избытка производственных мощностей. Доход на капитал снижается, поэтому Китай не может полагаться на инвестиционные расходы для обеспечения достаточного роста.

Но, к счастью, Китай имеет обширные возможности для повышения производительности труда, которая составляет всего 10-30% от уровня развитых стран. Когда институт McKinsey Global Institute проанализировал более 2000 китайских компаний в разных отраслях – от угольной и сталелитейной промышленности до автомобилестроения и розничной торговли, то обнаружил возможности для повышения производительности на 20-100% к 2030%.

Посмотрите на китайскую сферу обслуживания. Хотя она быстро развивается и сейчас составляет около 50% от ВВП, в стране по-прежнему доминирует бизнес с низкой добавленной стоимостью. В среднем, производительность обслуживающих компаний в Китае составляет всего 15-30% от производительности коллег в странах ОЭСР. Помимо оптимизации существующих операций (например, путем внедрения систем самоконтроля в розничном бизнесе), у Китая есть возможности для расширения производственного сектора за счет услуг с высокой добавленной стоимостью в таких областях, как дизайн, бухучет, маркетинг и логистика.

Что касается самого производства, Китай может сделать больше для автоматизации заводов. Китай – мировой лидер по закупке роботов, однако в стране по-прежнему всего 36 роботов на 10000 рабочих по сравнению с 164 в США и 478 в Корее. Китайские компании уже продемонстрировали, что могут сочетать автоматизированную и ручную сборку. Они также могут увеличить производительность благодаря рационализации операций и повышению энергоэффективности, приблизившись к своим мировым партнерам в плане результативности.

Китайские компании – крупнейшие производители в различны отраслях, но им нужно принять меры для максимального увеличения добавленной стоимости. Например, если говорить о полупроводниках, то китайские компании в основном работают как литейные цеха для компаний, разрабатывающих и производящих чипы (и благодаря этому добиваются наибольшей ценности). Кроме того на долю дженериков приходится 90% продаж в фармацевтической отрасли Китая.

Китай может поддерживать инновации разными способами, включая создание научно-исследовательских кластеров и помощь изобретателям в получении вознаграждений за счет усиленной защиты интеллектуальной собственности и изменения процессов выхода компаний на рынок. Например, в фармацевтической отрасли множество инновационных компаний разрабатывают особый подход для изыскания новых лекарственных средств: большой масштаб и технический потенциал при низких затратах. Эти компании могут разрушить доходный бизнес по производству оригинальных лекарственных средств.

Некоторые крупнейшие возможности Китая в плане производительности сосредоточены в секторах, столкнувшихся с избытком производственных мощностей. За последнее десятилетие избыток производственных мощностей привел к сокращению годового дохода на капитал в угольной и сталелитейной промышленности страны с 17% до 6%. Китайская автомобильная отрасль способна выпускать 40 млн. автомобилей в год на рынок, который сейчас потребляет 26 миллионов. Реструктуризация таких отраслей, как сталелитейная промышленность, за счет краха неконкурентных игроков и усиления консолидации может существенно повысить производительность без риска утратить способность удовлетворить спрос.

По мере перехода компаний к более высокой добавленной стоимости создаются миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест, которые должны увеличить доходы домохозяйств и позволить многим китайцам войти в средней класс. Однако в первые два или три года до начала роста прибыли от повышения производительности масштабное перераспределение ресурсов может привести к значительным проблемам и трудностям. Миллионам малоквалифицированных рабочих придется пройти переобучение и сменить работу, а ВВП может расти медленнее, чем ожидалось, прежде чем в 2030 г. будут достигнуты умеренно быстрые, устойчивые темпы.

Альтернатива – оставить все, как есть: и дальше будет оказываться поддержка неэффективным компаниям в целях сохранения рабочих мест и социальной стабильности – даже если это повысит риски для китайских банков. Страна непродуктивно использовала бы ресурсы, поскольку компании стали бы менее конкурентоспособными на международном уровне.

История Китая позволяет верить, что ее лидеры сделают правильный выбор. В 1990х гг. ослабленные государственные отрасли и азиатский финансовый кризис могли подорвать экономику страны. Но вместо того чтобы попытаться использовать фискальные и монетарные стимулы для обеспечения краткосрочного экономического подъема, правительство провело болезненные реформы и поставило страну на путь, приведший к двум десятилетиям впечатляющего двузначного роста.

Сегодня Китаю предстоит принять похожее решение. Он может принять временные меры, которые в конечном счете только усугубят проблему. Или же может провести реформы, которые повысят производительность и будут способствовать экономическому процветанию в последующие годы.