8 июля 2016 Financial One
«Независимая регистраторская компания» (бывший «Компьютершер») повысила страховку от кражи акций до максимума и рассказала про основные способы воровства из реестра.
НРК решила перестраховаться и ради спокойствия клиентов повысила страховое покрытие до 250 млн рублей. В 2010 году именно из «Компьютершера» была совершена беспрецедентная кража акций на 1,3 млрд рублей. За годы регистратор значительно продвинулся в борьбе с фродом и рассказал FO про основные способы мошенничества.
«Независимая регистраторская компания» заключила договор с «Ингосстрахом» и повысила страховое покрытие до 250 млн рублей. Стандартное страховое покрытие регистраторов не превышает 110-120 млн рублей. Покрытие крупнейшего в России регистратора Р.О.С.Т. - 75 млн рублей с лимитом 25 млн рублей по каждому страховому случаю.
Участники рынка не исключают, что повысить страховку НРК вынудила история самой громкой кражи акций, когда в 2010 году из «Компьютершера» были украдены бумаги на 1,3 млрд рублей. «Те случаи, которые дошли до широкой общественности, показывают, что потери могут быть весьма ощутимыми, как это было в случае кражи акций «Сильвинит» с последующей выплатой регистратором астрономической суммы в 1,7 млрд рублей. Возможно, именно такой негативный опыт заставляет некоторые компании поднимать объем страхового покрытия», - отмечает гендиректор АО «Регистратор Р.О.С.Т.» Людмила Миронова.
В НРК отмечают, что на этот шаг пришлось пойти ради спокойствия клиентов. «Это было вызвано потребностями наших клиентов, и тем что в НРК наибольшее количество торгуемых реестров, представляющих интерес для мошенников. Но страхование ни в коем случае нельзя считать главным механизмом обеспечения безопасности наших клиентов», - пояснил FO повышение страховки председатель совета директоров НРК Олег Жизненко. По его словам, регистратор должен придавать максимальное значение не сумме страхового покрытия, а борьбе с фродом.
Кража десятилетия
В июне 2010 года у господина Анатолия Ломакина по поддельному паспорту украли из реестра «Компьютершер регистратор» около 0,6% акций компании «Сильвинит», принадлежащей «Уралкалию», стоимостью 1,3 млрд рублей. Часть акций преступникам удалось продать через брокерскую компанию БКС до того, как владелец заявил о пропаже. Суд постановил выплатить Ломакину компенсацию в размере 1,7 млрд. Страховщику, которым на тот момент также являлся «Ингосстрах», и «Компьютершер регистратору» не удалось оспорить это решение. Компенсация была выплачена за счет глобальной страховки материнской структуры международного регистратора Computershare. «Ошибка «Компьютершер» была в том, что сразу не заменили начальника оперслужбы и безопасника.
После того, как «Компьютершер» назначил на операции Вадима Протасенко и ввел новую политику, все незаконные списания прекратились. Сейчас нет ни одного дела против компании по незаконному списанию в период с 2010 года», - отмечает Олег Жизненко. За годы система риск-менеджмента «Компьютершера» была усовершенствована. По словам гендиректора НРК Вадима Протасенко, за последние 5 лет не произошло ни одной кражи из реестра. При этом были предотвращены попытки воровства примерно на 8 млрд рублей.
Чтобы повысить эффективность риск-менеджмента в НРК были проведены некоторые изменения, например, операционный отдел и графологический (проверка документов – прим. FO), которые раньше существовали автономно, после прихода Олега Жизненко в прошлом году были подчинены одному руководителю.
Как украсть миллион
Желающих воровать акции в России немало. Это неудивительно. В нашей стране, например, есть доля так называемых «молчунов», которые получили акции крупнейших компаний при приватизации, но забыли про них. Как правило контакты этих людей давно устарели, и у регистратора нет возможности связаться с ними. На счетах таких акционеров могут быть бумаги на сумму до 5 млн рублей. Они являются любимыми объектами для мошенников, так как даже не узнают о воровстве, а значит не обратятся в милицию. Ежегодно крупные регистраторы предотвращают 5-6 попыток воровства. Вадим Протасенко рассказал про 7 самых распространенных способов краж из реестра.
1.Отсутствие оплаты после перевода ценных бумаг, как правило, происходит в том случае, когда поставка акций сомнительным лицам предшествует оплате.
2.Договор «ренты», который мошенники заключают с акционером, хотя такого понятия как «рента» ценных бумаг даже нет в законодательстве. Бумаги переписываются по доверенности на компанию, взамен она обещает платить повышенные дивиденды. Через некоторое время компания исчезает. Протасенко вспоминает, как была разоблачена группа мошенников, которая назначала клиентам встречи в бизнес-центре на Белорусской. Все выяснилось, когда один из клиентов пришел в неурочный час по указанному адресу, чтобы уточнить непонятные моменты. На месте офиса респектабельной компании он нашел только семинар любителей «Гербалайф». Оказалось, мошенники арендуют помещение на час для конкретных встреч.
3.Распространенное, но уже устаревшее мошенничество связано с подделкой доверенностей. Оно легко выявляется, так как у каждого крупного регистратора есть база с подписями и печатями нотариусов.
4.Более изощренная схема подразумевает оформление частичной доверенности у нотариуса на получение каких-либо сведений по бумагам. После этого реальная доверенность переписывается на доверенность, позволяющую перевести на свой счет акции.
5.Оформление доверенности по поддельному паспорту. Такой метод пользуется спросом, причем до конечных мошенников добраться почти невозможно, потому что доверенность с просьбой перевести средства на брокерский счет может доставить курьер, который не имеет никакого отношения к преступникам.
6.Обращение к регистратору с поддельным паспортом. Этот метод опасен для мошенников, так как использование поддельного паспорта – это единственная верная статья в вышеперечисленных схемах, за которую преступника можно сразу посадить. Один из регистраторов вспоминает случай бегства преступника через окно, которого сотрудники охраны пытались задержать в офисе до прихода милиции.
7.Обращение к регистратору с паспортом однофамильца, доверенностью однофамильца или наследников однофамильца. Такие случаи происходят чаще всего с бумагами акционеров, которые много лет не обращались в реестр.
За годы работы регистраторы освоили самые разные методы борьбы с мошенниками. «Есть разные способы, и мы всех их используем в своей работе, начиная от собственных баз нотариусов и заканчивая специальными тренингами. Но основное внимание мы уделяем уровню профессиональной подготовки наших специалистов и совершенствованию технического оснащения, которое позволяет проверять подлинность документов и идентифицировать владельцев. Помимо такой самостоятельной борьбы, по аналогии с банковской отраслью у регистраторского рынка существует практика обмена информацией о том, что такие-то персонажи обращались, возможно, они посетят и другого регистратора», - отметила Людмила Миронова.
Превентивные меры, как правило, оказываются самыми эффективными, так как найти и вернуть украденное часто практически невозможно. Кроме того, факт мошенничества с акциями доказать сложно, особенно если пострадавших обнаружить не удалось. По сути, в нашей стране намного безопаснее с точки зрения возможного наказания выкрасть акции из реестра на несколько млн рублей, чем кошелек на улице.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба