Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мысли о трейдинге. Человек толпы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мысли о трейдинге. Человек толпы

2 августа 2016 smart-lab.ru
Человек — существо общественное. Это одно из основных жизненно важных качеств человеческой природы. Наше сознание и психика формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. «Другие люди», или совокупный «другой» являются главным фактором, формирующим мораль и нравственность, философию, жизненные цели, образование, навыки, привычки и обычаи каждого из нас. У каждого есть свое «Я», личность, которая создалась из природной «заготовки» человека с помощью резца внешнего мира, удаляющего лишнее или добавляющего необходимое, но в этом процессе создающего неповторимый образ каждого из нас. Кто-то в процессе этой жизненной огранки стал кристаллом, кто-то клинком, кто-то колонной, кто-то резиновым мячиком, кто-то вообще не имеет постоянной формы, кто-то еще только встал на путь обработки и трудно сказать, что из этого получится… Мир не прогибается, прогибается и гнется всегда человек. Способность стать в отношениях с внешним миром «других» дамасским клинком, обладающим свойством обернуться вокруг пояса, изогнуться, но не сломаться и остаться таким же разящим и действенным — это самая редчайшая редкость.

Каждый реагирует по-своему на все события внешнего мира. А внешний мир в значительной степени — это социум, «другие», или множество «других», толпа «других». В трейдинге взаимодействие с толпой — это основное условие работы. Импульсы толпы следует учитывать как признаки возможности получить прибыль. Но поддаваться власти этих импульсов, впустить в себя толпу — это значит разрушить себя и результат работы. От умения сдерживать толпу за пределами своего сознания, не впускать ее разрушительные импульсы зависит результат работы трейдера. Это умение, вернее способность, неоценимое свойство личности.

Мы работаем всегда с толпой, мы никогда не бываем без этой стены «других», даже когда мs сидим у себя дома в тиши собственного кабинета, отгородившись запретом беспокоить в уюте и одиночестве. Мы для других людей — часть толпы. Оценка нами людей толпы — это тоже результат воспринятых и усвоенных нами импульсов толпы, переплавленных в наш личный опыт взаимодействия. Какой мы вынесем из этого взаимодействия опыт — тоже зависит только от каждого из нас. Таким образом, взаимодействие создает опыт, который зависит от нас, и результат опыта тоже наше субъективное дело, потому что из одинаковых событий разные люди создают разный результат.

Люди в толпе кооперируются по общим интересам, по общим принципам отношения к другим людям, к их способностям, успехам, умениям, знаниям. Существует пословица «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По основам объединения людей можно сказать о людях многое. Есть люди, которые дружат против кого-то. Они сладострастно объединяются в стаи и, пуская слюни, рассказывают о том, что сказал и сделал кто-то, кого они ненавидят. В этом объединении люди получают удовлетворение, эмоционально поощряя себя к такому образу мыслей, чувств и поступков. Этот опыт удовлетворять свое эго плохим мнением о других. Эмоции — это тоже поступки. Опыт эмоций запоминается психикой легче и попадает сразу в «основание» сознания. «Основание» или подсознание формируется эмоционально в младенчестве на примитивном уровне, созданном природой в начале начал, когда «амёба» выбрасывала ложноножки только в комфортную среду и втягивала их обратно, когда среда была неблагоприятная. Человек очень сложен, но в основе этой сложности лежит та же природная простота: комфорт приятен, комфорту — «да». Ладно бы, другим полюсом был дискомфорт, которому «нет». Но все гораздо сложнее. Есть как минимум три варианта: комфорт — «да», дискомфорт -«нет», отсутствие комфорта -«нет»… Развернем это в динамике, когда во времени действует генератор побуждений — стремление комфорту, когда есть воображение, создающее «приятность» ожидания комфорта. Затем учтем, что формируемый шаблон реагирования (опыт) закрепляется на уровне последовательности, формируется рефлекторная дуга, которая тоже становится частью бессознательного, и что таких шаблонов может быть даже не несколько, а множество — физиологически наша нервная система создана с огромным запасом и мы можем быть вместилищем многих миров. К этому прибавим обычные человеческие чувства, заменитую триаду «вера-надежда-любовь» и мы получим широкий спектр реагирований и поведений.

Да, природа создала нас очень интересными и уникальными. И когда наблюдаешь, на какую низость тратится этот потенциал, то чувствуешь недоумение. Я чувствую недоумение всегда, когда вместо того, чтобы развивать умения, стремиться к знаниям, работать, расширять свой кругозор, люди (не побоюсь этого слова «как бы» успешные трейдеры, успешные до пресыщения своими яхтами и автомобилями — они из них уже лезут всюду) собираются на виртуальной скамеечке в смарт-лабе и пускают слюни, обсуждая вымышленные ими же утверждения другого человека, который просто пишет то, что считает нужным и делится своим опытом с «другими» просто так — вдруг кому-то, кто хочет заниматься трейдингом, а не обсуждениеv вымышленных чужих недостатков, этот опыт поможет: наведет на мысль, избавит от ошибки, даст импульс к действиям, зародит идею… Иными словами, послужит пользой.

Всегда возникает недоумение, когда люди публично заняты удовлетворением зуда в зоне своего макроскопического эго. Свободный человек, желающий работать, — работает. Чужие успешные/неуспешные сделки никому не мешают делать прибыль. Рынок — огромный и это зона свободы принятия решений. Но для этого нужно быть трейдером, а не «бабой». В данном случае «баба» — не гендерное определение для недалеких людей, испытывающих удовлетворение от обсуждения чужих поступков, чужой нравственности, чужих ошибок, зависти к чужим успехам, и тем самым, убеждающих себя в собственной значимости. У «бабы» нет привычки самооценки, самокритики и саморефлексии, а человеческие достоинства для нее определяются стеклянными бусами, «туарегами» или дисками от «туарегов» и прочими понтами. Вся иерархия ценностей «бабы» построена на унижении тех, кто имеет иную точку зрения и не желает следовать её «правильному» примеру. Это активная форма ксенофобии и подавления индивидуальности других людей. Этот тип людей распространен весьма широко. Почему? Это общечеловеческое свойство. Среда активно формирует этот тип людей последние 25-30 лет у нас в России, но — это глобальная проблема. В обществе потребления самый достойный не профессор Преображенский, который хочет работать и может «не хотеть, „потому что не хочу“, а Шариков, готовый потреблять правильно, значит много и без разбора: „каждый день ананасами будешь питаться“.
Основа виртуальной толпы — »бабы", вербально удовлетворяющие свое эго унижением и подавлением других людей. Психологически, внешние признаки, желание выглядеть хорошо лежат в основе женского типа самооценки, а умения и знания формируют мужской тип самооценки. Коллектив имеет целью совершенствование, рост, прогресс. И участники коллектива уважаемы в своем стремлении к росту. Самоуважение приносит только развитие, стремление к знанию, постижение навыков, приобретение умений, борьба с собой и труд. Уважать себя за грязные мысли и грязные поступки нельзя. Но доказать «себе, любимому», что «другие» такие же, но только еще хуже — можно. Вот этим и заняты «бабы».

Толпа, словно Вий, которому «подняли веки» и который узрел очерченный мелом круг, за который нет доступа, пока его за этот круг не впустили, пока не уделили ему внимания. Этот Вий стучится в сознание, старается, чтобы мы обратили внимание на его уговоры, лесть, обещания, провокации, дикие и злобные кривляния. Спрашивается, зачем ему это? Чего ему нужно от нас, от меня?.. Ему нужно удовлетворение победой, ему нужно внимание.

Все люди есть то, к чему они стремятся. А стремятся они к удовлетворению. Удовлетворение — это удовольствие от творения. От творения чего мы чувствуем удовольствие, такие мы и есть. Пословицу можно изменить: «Скажи мне, от чего ты чувствуешь удовлетворение, и я скажу, кто ты». Один стремится удовлетворить свою жажду знаний, другой стремится быть полезным людям, третий стремится возвыситься за счет унижения и подавления других, четвертый хочет лизать ботинки своему «хозяину» и удовлетворяться, удовлетворяя его жажду власти, говорить ему, что он лучший трейдер, до которого всем другим никогда не дорасти...

Есть люди по своей природе бесстрастные. Эти люди никогда ничему не отдаются без остатка. Таковы Форсайты в известном романе Голсуорси. Кстати, рекомендую для понимания чтения «Сагу о Форсайтах» и Теодора Драйзера трилогию о «финансисте». Безрисковое благоразумие бесстрастных людей сформировало осуждение и порицание пристрастий. Трейдингом нельзя заниматься бесстрастно и добиться успеха. Стихию постигают эмпирически. А рынок — это стихия. Если стихия рынка не чувствуется «фибрами души», то рынок не понимается сознанием. В таком случае человек подходит к рынку механически. Механический подход может быть успешным, но не в частном трейдинге. Этот подход можно сравнить с драгой, идущей по золотоносной реке: для успеха в этом деле нужны серьезные производственные затраты, обеспечивающие фронтальный метод и соревноваться в этом деле с флагманами финансовой индустрии — заведомо проиграть битву, так как силы не сопоставимы.

Частник-золотоискатель чувствует золотоносный слой, где сама земля своими складками и морщинами, своими геоморфологическими структурами указывает ЕМУ на высокую вероятность золотоносной жилы. Это чувство и знание рождается только в условиях страсти, интереса, изучения, наблюдения, опыта и прохождения пути. В трейдинге важен талант трейдера, а талант всегда пристрастен. Толпа усвоила, что пристрастие пагубно. Отсюда все эти лудоманские страхи, пугалки и обвинения. Само стремление унизить в трейдере страстное увлечение трейдингом присваиванием ярлыков, указывающих на патологическое пристрастие, — это попытка уничтожить страсть, безграничный интерес к делу, стремление оказать давление. Все выдающиеся люди были страстными. Бесстрастность «премудрого пескаря» бесплодна. Но толпа стремится гомогенизировать все вокруг, создать единую среду, однообразие, подчинить себе любую индивидуальность, и чем ярче индивидуальность, тем сильнее она испытывает давление толпы.

В чем отличие образов Моцарта и Сальери? Только в одном: в относительной легкости постижения результата в своем страстно обожаемом деле: «Ты, Моцарт — Бог, и сам того не знаешь», так считает Сальери. Зависть душит… и замечательный музыкант Сальери выступает на стороне толпы.

Стремление человека к обществу других людей — естественное. В процессе общения человек реализует свое желание быть полезным и нужным другим людям. Но есть люди обладающие благотворным влиянием, люди, поднимающие других людей, дающие импульс к развитию, а есть люди, подрезающие крылья и создающие среду уныния и снижения потенциала. Общение создает эмоциональный фон. Испытывать эмоции — естественно. Человек, не испытывающий эмоций, — болен. Эмоциональный фон может быть буквально животворящим, а может быть опустошающим и уничтожающим. Это зависит от того, насколько человек входит в состояние эмоционального резонанса. Эта способность как раз и является свойством психики, вовлекающим нас в толпу. Мне везет на хороших людей. Общение с людьми, которые горят интересом к профессии, к делу, к знанию, с людьми, стремящимися понять мир и жизнь, людей в этом мире и заботящиеся не только об ущемлении своего тщеславного эго, всегда дарит радость и окрыляет.

Бедный Ницше создал образ Заратустры как сублимацию мечты о сверхчеловеке, не нуждающемся в толпе. Он создал его, страдая от одиночества. Но ловушка в том-то и состоит, что чем дальше от толпы, тем сильнее несвобода Заратустры. Свобода — это безразличие. Именно безразличие к кривляниям толпы так бесит Вия: «Я говорю гадости о нем и кривляюсь отлично, а он не смотрит на меня!» Именно этим ущемлено эго кикимор и бесов, кривляющихся в своем безобразии с целью привлечь внимание, чтобы почувствовать себя значительными в своих собственных глазах.

Относительная шкала толпы для Заратустры становится мерилом: кто Я, а кто она. Это проходит через каждую мысль, потому что одиночество — это потеря плодотворного резца Создателя, потеря критериев, потеря самого себя, а философия Заратустры — это бесплодный вакуум. Наличие противодействующей среды, взаимодействие и борьба с этой средой создает здоровый и плодотворный потенциал.

Толпа внутри сознания навсегда. Каждый из нас — человек толпы. Весь вопрос и различия между людьми в том, как мы с этим живем, как взаимодействуем, как используем свою сущность и какой получаем результат. Понять себя можно только во взаимодействии с другими людьми. Удовольствие от чужих неприятностей, ошибок, унижение других людей и злословие доставляет сладострастное удовлетворение многим. Но разве это повод становиться такими же? У каждого всегда есть выбор, каждый человек свободен с своем выборе, каждый несет ответственность за свой выбор.

Трейдинг — это работа с толпой. С толпой внешней и внутренней. На рынке это выражается в понимании и использовании движений толпы, создающей уровень цен, а в реальной жизни в умении быть в базовых решениях и действиях мало зависимым от мнений толпы — в умении ограничивать и не впускать толпу туда, где ей не место.