30 сентября 2016 Альпари Вишневецкий Юрий
Джанет Йеллен второй раз на текущей неделе объявила о возможности покупки акций, и второй рынок практически не обозначил никакой реакции на эти, по сути, программные заявления. А вот мы обратим, поскольку они напрямую связаны с дальнейшими планами ФРС.
Итак, предположим, что ФРС действительно намерена поднять ставку в декабре и, более того, подтянуть её к целевому уровню 3% если не в 2017 г., то хотя бы в 2018 г. Какие будут последствия у этих шагов?
В попытке разобраться обратимся к полугодовому докладу Бюджетного управления Конгресса США (Congressional Budget Office, СВО).
Бюджетное управление - ведомство независимое, не подчиняющееся ни одной партии, его задача – предоставлять Конгрессу реальную картину состояния национальной экономики, без каких-либо рекомендаций.
Дважды в год Управление совместно с Административно-бюджетным управлением представляют отчет, в котором оценивают вероятность превышения максимально допустимого дефицита, рассчитывают объемы бюджетных ресурсов для вероятного секвестирования, и, самое главное – предупреждют Конгресс о спаде производства, который может повлечь за собой рост дефицита бюджета.
Другими словами, именно CBO стоит на страже бюджета, а потому его оценки носят более-менее объективный характер, который принимается к сведению всеми сторонами.
Итак, что же нам сообщает очередной отчет, опубликованный в августе? А сообщает он ни много ни мало о вероятности наступления рецессии, даже без учета возможного роста ставок!
Несмотря на то, что СВО ожидает номинального роста ВВП примерно в 4% ежегодно в перспективе до 2016 г, совершенно неясно, за счет каких факторов этот рост будет поддерживаться. Судите сами – рост потребительских расходов должен замедлиться с текущего уровня (4.3% во втором квартале, последние данные) до примерно 2% в год через 2-3 года. Прирост бизнес-инвестиций в основные средства производства останется на крайне низком уровне, что не позволит ни обновить производственную базу, ни рассчитывать на рост доходов корпораций.
Из-за роста процентных ставок и неизбежного роста федерального долга процентные платежи правительства вырастут почти в 3 раза в течении 10 ближайших лет и в 2 раза по отношению к ВВП. Последствия для бюджета, да и для государства в целом будут, по мнению СВО, довольно серьезными:
- расходы бюджета на обслуживание растущего долга в результате повышения ставок заметно возрастут;
- производительность труда снизится, общая заработная плата снизится, что в итоге понизит и общее богатство нации;
- уменьшится пространство для маневра в расходах;
- как следствие, существенно вырастет вероятность нового финансового кризиса.
Очевидно, что одновременно с ростом ставок требуется предпринимать и мощные меры по стимулированию экономики, и в первую очередь не допустить обрушения надувшихся за последние годы пузырей.
В первую очередь этот вывод касается фондового рынка, и слова Йеллен нужно понимать буквально – ФРС готовит пакет мер, призванных заменить механизм buyback (обратный выкуп акций). Неизбежное ужесточение условий кредитования затруднит доступ компаний к ресурсам, к тому же они станут дороже, но ФРС возьмет на себя часть задачи, покупая фондовый рынок на свой баланс, то есть фактически пойдет по пути Японии. Это позволит сохранить капитализацию предприятий, а главное – их инвестиционную привлекательность, то есть запуск такого механизма может повлечь за собой приток иностранного капитала в растущий фондовый рынок.
Еще один момент – потребительский долг. К концу 2016г. его совокупный объем составит примерно 14 трлн. долл., или 77% от ВВП. СВО прогнозирует рост долга до 23 трлн., или 86% от ВВП в ближайшие годы, примерно по 1 трлн. в год:
Как известно, домохозяйства неохотно берут кредиты и, напротив, увеличивают норму сбережений тогда, когда не уверены в экономическом росте. Сейчас именно такая ситуация – демографические сдвиги имеют негативные тенденции (старение населения и уменьшение рабочей силы в общей численности населения), отставание темпов роста средней заработной платы от роста производительности труда, который к тому же имеет самые низкие темпы за последние 40 лет.
За счет чего же можно ожидать роста кредитования? Только за счет новых, масштабных стимулирующих мер, потребителей необходимо убедить в том, что их реальные доходы растут, а не снижаются. Значит, должна снизиться угроза коллапса пенсионной системы и сжатия системы социальных выплат, должны вырасти ставки по депозитам, доходности по ценным бумагам, а главное – более высокими темпами должна начать расти реальная заработная плата.
Всё это, напомню, – на фоне роста дефицита бюджета. Добиться подобного эффекта без масштабного стимулирования невозможно, а потому наш вывод вполне ясный – ФРС готовит мощный пакет стимулирования экономики, который, по всей видимости, будет дополнен правительственными мерами, направленными на внутренний протекционизм, поскольку для достижения успеха эти меры в значительной степени должны быть локализованы внутри США.
Очевидное следствие для остального мира заключается в том, что именно им предстоит, по задумке, оплачивать значительную часть будущих издержек. Это означает ужесточение условий кредитования для иностранных заёмщиков, дефицит кредитных ресурсов и, как следствие - рост спроса на доллар после декабря и усиление его глобального статуса.
Итак, предположим, что ФРС действительно намерена поднять ставку в декабре и, более того, подтянуть её к целевому уровню 3% если не в 2017 г., то хотя бы в 2018 г. Какие будут последствия у этих шагов?
В попытке разобраться обратимся к полугодовому докладу Бюджетного управления Конгресса США (Congressional Budget Office, СВО).
Бюджетное управление - ведомство независимое, не подчиняющееся ни одной партии, его задача – предоставлять Конгрессу реальную картину состояния национальной экономики, без каких-либо рекомендаций.
Дважды в год Управление совместно с Административно-бюджетным управлением представляют отчет, в котором оценивают вероятность превышения максимально допустимого дефицита, рассчитывают объемы бюджетных ресурсов для вероятного секвестирования, и, самое главное – предупреждют Конгресс о спаде производства, который может повлечь за собой рост дефицита бюджета.
Другими словами, именно CBO стоит на страже бюджета, а потому его оценки носят более-менее объективный характер, который принимается к сведению всеми сторонами.
Итак, что же нам сообщает очередной отчет, опубликованный в августе? А сообщает он ни много ни мало о вероятности наступления рецессии, даже без учета возможного роста ставок!
Несмотря на то, что СВО ожидает номинального роста ВВП примерно в 4% ежегодно в перспективе до 2016 г, совершенно неясно, за счет каких факторов этот рост будет поддерживаться. Судите сами – рост потребительских расходов должен замедлиться с текущего уровня (4.3% во втором квартале, последние данные) до примерно 2% в год через 2-3 года. Прирост бизнес-инвестиций в основные средства производства останется на крайне низком уровне, что не позволит ни обновить производственную базу, ни рассчитывать на рост доходов корпораций.
Из-за роста процентных ставок и неизбежного роста федерального долга процентные платежи правительства вырастут почти в 3 раза в течении 10 ближайших лет и в 2 раза по отношению к ВВП. Последствия для бюджета, да и для государства в целом будут, по мнению СВО, довольно серьезными:
- расходы бюджета на обслуживание растущего долга в результате повышения ставок заметно возрастут;
- производительность труда снизится, общая заработная плата снизится, что в итоге понизит и общее богатство нации;
- уменьшится пространство для маневра в расходах;
- как следствие, существенно вырастет вероятность нового финансового кризиса.
Очевидно, что одновременно с ростом ставок требуется предпринимать и мощные меры по стимулированию экономики, и в первую очередь не допустить обрушения надувшихся за последние годы пузырей.
В первую очередь этот вывод касается фондового рынка, и слова Йеллен нужно понимать буквально – ФРС готовит пакет мер, призванных заменить механизм buyback (обратный выкуп акций). Неизбежное ужесточение условий кредитования затруднит доступ компаний к ресурсам, к тому же они станут дороже, но ФРС возьмет на себя часть задачи, покупая фондовый рынок на свой баланс, то есть фактически пойдет по пути Японии. Это позволит сохранить капитализацию предприятий, а главное – их инвестиционную привлекательность, то есть запуск такого механизма может повлечь за собой приток иностранного капитала в растущий фондовый рынок.
Еще один момент – потребительский долг. К концу 2016г. его совокупный объем составит примерно 14 трлн. долл., или 77% от ВВП. СВО прогнозирует рост долга до 23 трлн., или 86% от ВВП в ближайшие годы, примерно по 1 трлн. в год:
Как известно, домохозяйства неохотно берут кредиты и, напротив, увеличивают норму сбережений тогда, когда не уверены в экономическом росте. Сейчас именно такая ситуация – демографические сдвиги имеют негативные тенденции (старение населения и уменьшение рабочей силы в общей численности населения), отставание темпов роста средней заработной платы от роста производительности труда, который к тому же имеет самые низкие темпы за последние 40 лет.
За счет чего же можно ожидать роста кредитования? Только за счет новых, масштабных стимулирующих мер, потребителей необходимо убедить в том, что их реальные доходы растут, а не снижаются. Значит, должна снизиться угроза коллапса пенсионной системы и сжатия системы социальных выплат, должны вырасти ставки по депозитам, доходности по ценным бумагам, а главное – более высокими темпами должна начать расти реальная заработная плата.
Всё это, напомню, – на фоне роста дефицита бюджета. Добиться подобного эффекта без масштабного стимулирования невозможно, а потому наш вывод вполне ясный – ФРС готовит мощный пакет стимулирования экономики, который, по всей видимости, будет дополнен правительственными мерами, направленными на внутренний протекционизм, поскольку для достижения успеха эти меры в значительной степени должны быть локализованы внутри США.
Очевидное следствие для остального мира заключается в том, что именно им предстоит, по задумке, оплачивать значительную часть будущих издержек. Это означает ужесточение условий кредитования для иностранных заёмщиков, дефицит кредитных ресурсов и, как следствие - рост спроса на доллар после декабря и усиление его глобального статуса.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба