Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Какие налоги будут повышены в ближайшие три года? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Какие налоги будут повышены в ближайшие три года?

5 октября 2016 Thomson Reuters
Минфин РФ описал основные меры в области налоговой политики, которые правительство будет предлагать реализовать в ближайшие три года, среди которых нет повышения ключевых налогов, но предлагается увеличение акцизов и рост налоговой нагрузки нефтегазовой и металлургической отрасли.

Об этом говорится в проекте основных направлений налоговой политики, которые имеются в распоряжении Рейтер.

Ниже представлены основные предложения Минфина:

Совершенствование системы налогообложения добычи нефти

Для стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.

С целью ограничения стимулов к завышению затрат и минимизации выпадающих доходов бюджета вычитаемые расходы для зрелых месторождений ограничиваются величиной 9520 рублей на тонну добытого углеводородного сырья, индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения.

Акцизное налогообложение

- Предлагается увеличение в 2 раза ставок акциза с 9 до 18 рублей в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин, винных напитков, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и с 5 до 10 рублей в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанских));

- Ставки акциза на сидр, пуаре, медовуху, а также пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно, установить в таком же размере, как на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно – 21 рубль за 1 литр.

- Предлагается включить в перечень подакцизных товаров электронные системы доставки никотина одноразового использования, (со ставкой акциза 40 рублей за 1 штуку) и никотинсодержащую жидкость, используемую в многоразовых электронных системах доставки никотина (со ставкой акциза 15 рублей за 1 мл.), а также признать подакцизным товаром табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, установив ставку акциза на уровне иных подакцизных табачных изделий.

- Для сокращения дефицита федерального бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.

- Прорабатывается вопрос о дополнении статьи 193 Налогового кодекса нормой о том, что в отношении сигарет и папирос, реализуемых налогоплательщиками на территории Российской Федерации в период с 1 октября по 31 декабря каждого календарного года, объем которых превышает в любом из указанных месяцев среднемесячный объем реализации данных подакцизных товаров в предыдущем календарном году, специфические ставки акцизов (в рублях за 1 тысячу штук), установленные пунктом 1 указанной статьи Налогового кодекса, умножаются на коэффициент 1,3. Реализация данной нормы позволит избежать сложившейся многолетней практики, когда налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы готовой подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года. Такое манипулирование запасами готовой продукции, которое в силу низкой стоимости хранения на единицу готовой продукции возможно именно в табачной отрасли, приводит к снижению доходов бюджетной системы.

- Для финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры в отношении акцизов на нефтепродукты предлагается на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 года по 2019 год сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 году, – 13 100 рублей за 1 тонну;

- На автомобильный бензин класса 5 установить ставку акциза на 2017 год в размере 10 130 рублей за 1 тонну, на 2018 год – 10 637 рублей за 1 тонну, на 2019 год – 11 062 рубля за 1 тонну;

- На дизельное топливо установить ставку акциза на 2017 год в размере 7 400 рублей за 1 тонну, на 2018 год – 7 770 рублей за 1 тонну, на 2019 год – 8 080 рублей за 1 тонну;

- На средние дистилляты – установить ставку акциза на 2017 год в размере 8 400 рублей за 1 тонну, на 2018 год – 8 770 рублей за 1 тонну, на 2019 год – 9 080 рублей за 1 тонну.

- Прочие ставки акциза на 2018 и 2019 годы предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, за исключением алкогольной продукции.

Налогообложение природных ресурсов (НДПИ)

- Предполагается уточнение понятийного аппарата Налогового кодекса в части определения термина "участок недр", определив его как блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы.

- В целях сокращения дефицита федерального бюджета предлагается увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 - 2019 годов посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти в части дополнения формулы ее расчета новым слагаемым, определенным на 2017 год в размере 306 рублей, на 2018 год - 357 рублей, на 2019 год - 428 рублей. Такое увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Республика Коми). При этом значительный объем запасов нефти в местах с развитой транспортной инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот. В связи с этим прорабатывается альтернативный механизм обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета, не предполагающий увеличения фискальной нагрузки на нефтедобывающую отрасль.

- Предлагается рассмотреть возможность завершения налогового маневра в нефтяной отрасли в период 2018-2020 годов, включающее отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, увеличение НДПИ на нефть и корректировку системы акцизов на нефтепродукты. Основной целью такого маневра является уход от использования таможенных пошлин для несвойственных им функций по изъятию нефтяной ренты и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности.

- Изъятие нефтяной ренты будет осуществляться посредством увеличения НДПИ на нефть и на газовый конденсат соразмерно отменяемой таможенной пошлине. Вместо таможенной субсидии нефтепереработке предполагается введение компенсационного механизма отрицательных акцизов на нефть. Механизм компенсаций должен обеспечить надежность поставок качественных товарных нефтепродуктов на внутренний рынок и дальнейшее повышение эффективности переработки нефти. При этом источниками дополнительных доходов федерального бюджета станут увеличение поступления от НДПИ на нефть, а также отказ от предоставления нефтяной таможенной субсидии в рамках ЕАЭС.

- Предлагается также внести изменения в формулу расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении налоговой ставки НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата. Изменения направлены на увеличения ставки НДПИ при добыче природного газа исключительно для организаций, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями. Дополнительные платежи в бюджетную систему Российской Федерации в связи с данным изменением не превысят 170 млрд. рублей в год.

- Предлагается изменение механизма налогообложения добычи многокомпонентных комплексных руд с установлением специфической ставки НДПИ в размере 730 рублей за тонну. Данный механизм будет применяться при добыче многокомпонентных руд на территории Красноярского края.

- Предполагается осуществление мониторинга применения действующего механизма налогообложения добычи нефти, газового конденсата и горючего природного газа, в том числе на новых морских месторождениях и анализа целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым, и, при необходимости, внесение изменений в законодательство.

Неналоговые платежи

Для снижения административной нагрузки на бизнес предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением правового регулирования таких платежей в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Налог на прибыль организаций

- В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков десятью годами предлагается отменить;

- Изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, установив для федерального бюджета ставку налога на прибыль в размере 3%, для субъектов Российской Федерации – 17%. Полученные таким образом дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.

- Для развития экономического потенциала Дальневосточного региона предлагается предоставить налогоплательщикам, создающим в регионе объекты внешней инфраструктуры, налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, а также по решению субъекта Российской Федерации по отдельным видам налогов в их региональной части.

Стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса

- Для снижения неформальной занятости предполагается введение для физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможности добровольного уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением получаемых от такой деятельности доходов от НДФЛ на срок до 31 декабря 2018 года.

- В связи с тем, что с 1 июля 2018 года на индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или налогоплательщиками патентной системы налогообложения, возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению контрольно-кассовой техники, предлагается предоставить им право уменьшать суммы единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере не более 18000 рублей за один аппарат.

- Прорабатывается вопрос о создании механизма снижения стоимости приобретаемой налогоплательщиками контрольно-кассовой техники путем предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий изготовителям данной техники.

- Предполагается корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу. Минфин хочет зафиксировать на 2017-2019 годы значения указанного коэффициента на каждый год исходя из уровня прогнозируемой инфляции.

Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН)

- Для повышения эффективности регулирования КГН в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов.

- Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов предлагается изменить подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН - ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками КГН, на сумму убытка, полученного убыточными участниками КГН, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников КГН.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в первом квартале 2017 года единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, являющейся по своей природе социальной доплатой к пенсии.

Освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям.
При налогообложении доходов физических лиц в виде процента (купона) по обращающимся облигациям прорабатывается вопрос возможного применения пониженной ставки налога (до 0 процентов включительно).

Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС)

- Для создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, предлагается реализовать механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации, путем установления ставки НДС в размере 0% по этим товарам в случае их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.

- В связи с подготовкой соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности "сквозной" идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом, предполагается дополнить состав показателей счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, соответствующими показателями.

- С учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание, начиная с 2018 – 2019 годов, в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.

Имущественные налоги

Для вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

Международное налогообложение

- Предполагается решение ряда задач в области международного налогообложения, в частности, обеспечение перехода к автоматическому обмену налоговой информацией, реализация Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS).

- Для осуществления взаимодействия налоговых администраций государств, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов, в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и на основании подписанного Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией с 2018 года планируется начать такой обмен.

- Планируется внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части автоматического обмена финансовой информацией и документацией по международным группам компаний, предусматривающих создание механизма сбора налоговыми органами Российской Федерации информации, необходимой для её обмена с компетентными органами зарубежных стран.

- РФ планирует присоединиться к разработанному ОЭСР Многостороннему соглашению для внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные Российской Федерацией с иностранными государствами. Одновременно будет продолжена работа по заключению новых двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

Совершенствование налогового администрирования

- Предполагается увеличить размер пени с одной трехсотой до 1/180 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

- Предлагается внести в Налоговый кодекс изменения, не предполагающие увязку исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страхового взноса и характеристик лица, осуществляющего уплату таких платежей.

- Предлагается дополнительно урегулировать порядок уплаты государственной пошлины в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг с запросами о предоставлении таких услуг, центрах без взимания с заявителей платы за прием и перечисление в бюджет соответствующих денежных средств.

- Планируется поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.

- Предполагается распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами Российской Федерации на своей территории: льготы, обязательные к предоставлению на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет, трех лет и одного года.

По истечении периода действия обязательного применения льготы субъект Российской Федерации получает право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей налоговой льготы или отказа от нее.

- Предполагается ввести правило "двух ключей" для отдельных видов льгот и преференций, установленных по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций. Для этого предполагается применять эти льготы (по аналогии с пониженными ставками налога на прибыль организаций в связи с осуществлением инвестиционных проектов) только в случае принятия соответствующего решения законом субъекта Российской Федерации.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу